Анжела Ахьядова

Изучение чеченского языка в образовательных организациях Чеченской Республики

05/06/2017
Имеет ли возможность отказаться от изучения чеченского языка в школе мой ребенок (по национальности русский), предусмотренный ее учебным планом?

Конституция РФ гарантирует каждому право на образование (ст. 43 Конституции РФ) и право на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания и обучения (ст. 26 Конституции РФ). Помимо права на обучение на родном языке государство обеспечивает гражданам условия для изучения и преподавания родного языка и других языков народов России (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О языках народов РФ»), а также для научных исследований всех языков (ч. 5 ст. 10 Закона РФ «О языках народов РФ»). Граждане Российской Федерации имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Государственными языками на территории Чеченской Республики являются чеченский и русский языки (ч. 1 ст. 10 Конституции ЧР), во всех образовательных организациях Чеченской Республики с иным языком образования чеченский язык и родной язык из числа языков народов Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике, изучаются как предмет. Право выбора образовательной организации с тем или иным языком образования и воспитания детей принадлежит родителям (части 4, 5 ст. 7 РЗ «О языках в Чеченской Республике»), чеченский и русский языки как государственные языки Чеченской Республики изучаются в равных объемах в рамках федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования. Преподавание и изучение чеченского языка осуществляются в образовательных организациях, функционирующих в Чеченской Республике, в соответствии с имеющими государственную аккредитацию образовательными программами, разработанными с учетом различного уровня подготовки обучающихся. Во всех образовательных организациях Чеченской Республики с иным языком образования чеченский язык и родной язык из числа языков народов Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике, изучаются как предмет. В соответствии с законодательством Российской Федерации язык (языки) образования определяется локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам (части 3, 4, 6 ст. 10 РЗ «Об образовании в Чеченской Республике»).

Проблема изучения языков народов РФ уже становилась объектом правовой оценки Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16 ноября 2004 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан».

Поводом к рассмотрению дела явились жалоба гражданина С.И. Хапугина, в которой оспаривается конституционность положения, содержащегося в пункте 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и пункте 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании", а также запросы Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан, в которых оспаривается конституционность положений пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законоположения.

Законами Республики Татарстан устанавливается, что татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах.

Как отметил Конституционный Суд, Конституция признает за республиками в составе Российской Федерации право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68, часть 2) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68, часть 3), что в свою очередь служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия).

Следовательно, вопросы, касающиеся правового статуса государственных языков республик, затрагивают конституционные права как граждан - носителей соответствующего государственного языка республики, в том числе проживающих в Российской Федерации за пределами данной республики, так и граждан, проживающих в ней и не владеющих этим языком, включая права в области общения, воспитания, обучения, творчества, изучения и развития родных языков (статья 26, часть 2; статья 68, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также в сфере культуры, включая право на доступ к культурным ценностям (статья 44, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Далее в Постановлении было отмечено, что Конституция Российской Федерации относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой сфере, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой является государственная языковая политика, к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "е"), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как их компонента - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "е" части 1).

Таким образом, по смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов Российской Федерации, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка Российской Федерации. Статус государственных языков республик в составе Российской Федерации, как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы ее граждан в сфере образования и культуры, не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

Суд отметил, что Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" предусматривает, что изучение русского языка в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования регулируется государственными образовательными стандартами (пункт 2 статьи 10); при этом преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством (пункт 3 статьи 10).

О том, что отношения в сфере образования регулируются и законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ сказано и в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 4). Конституционный суд отметил, что учебные планы и программы должны быть составлены с учетом разнообразных жизненных ситуаций, с тем чтобы для тех учащихся, для которых татарский язык не является родным и которые не имели возможности изучать его как учебную дисциплину в необходимом объеме, не создавались препятствия к прохождению итоговой аттестации и выдаче документа о получении основного общего образования, а также к реализации права на получение образования более высокого уровня.

В итоге Суд признал нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащими Конституции Российской Федерации.

27 января 2011 г. Конституционный Суд РФ вынес определение № 88-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Дмитрия Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "Об образовании" и частями 2 и 3 статьи 7.1 Закона Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике».

Как и в вышеуказанном деле, здесь оспаривались положения, в соответствии с которыми только уже чувашский и русский языки как государственные языки Чувашской Республики изучаются в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, а изучение чувашского и русского языков как государственных языков Чувашской Республики предусматривается в рамках основных образовательных программ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению данной жалобы т.к. вопрос об обязательном изучении государственного языка республик в образовательных учреждениях уже был рассмотрен (Постановление от 16 ноября 2004 г. № 16-П), по результатам которого

Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что положения об обязательном изучении родного языка в образовательных учреждениях республик не противоречит Конституции РФ. Следовательно, если указанные федеральный компонент федерального базисного учебного плана, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в Чеченской Республике соблюдаются, введение изучения чеченского языка в школах законно, и Вы не можете отказаться от его изучения.

7
2486
0

Комментарии

Аслан
07 июня 2017, 17:47
Анжела, вы, наверно, Отличный юрист, но это ужасный ответ. Если вы так будете отвечать клиентам, то они будут от вас бежать на все 4 стороны. Надо объяснять как можно более просто, понятно и доступно. Ваш ответ — это жуткое юридическое нагромождение фактов, законов, прецедентов. А человеку просто нужен короткий и простой ответ. Я чуть не умер, пока дочитал и, о чудо, наконец-то узнал спустя 5 минут ответ на вопрос.
Анжела Ахьядова
07 июня 2017, 21:19
Жаль, что публикация оказала такое воздействие на Вас. И в мыслях не было этой публикацией кого-то ужаснуть и, тем более, убить.
Благодарю за отзыв. Ваше мнение будет принято к сведению.
Тимур Хазбиев
07 июня 2017, 21:27
Уважаемый друг! Вы верно отметили, что Анжела замечательный юрист.) И она ответила на этот вопрос именно так по определенным причинам. ) Дело в том, что это один из часто задаваемых вопросов в системе образования. И отвечают на него по разному. Очень важно было дать подробный ответ со ссылками на всевозможные нормативные источники, чтобы постараться прекратить существование различных мнений по данному вопросу. Мы отвечаем на этом портале на вопросы не только простых пользователей, но и на вопросы работников системы образования: директоров, учителей, работников органов местного самоуправления и т.д. И для такой категории пользователей нашего сайта нужен не простой ответ из ряда да или нет, а ответ юридически аргументированный, поскольку они имеют дело со всевозможными контролирующими органами. Представьте, что приедет к ним какой-нибудь орган скажем с претензией, что заставляют представителей иных национальностей учить чеченский. Какой ответ будет полезен? Юридически аргументированный или простой типа да или нет?)) Ответ у Анжелы замечательный и юридически грамотный. Именно такой какой нужен системе образования.)
Zohra
26 октября 2017, 18:39
Спасибо за ответ. Очень актуально.
Айрат
05 ноября 2017, 16:30
Сейчас можно отказаться от изучения чеченского языка. Путин же сказал, что изучение региональных языков добровольное. По всей стране сейчас отменяют принудительное изучение региональных языков
к. динар
05 ноября 2017, 19:07
к-я рф 90.3 Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Kazan
17 ноября 2017, 14:35
Для интереса ради зашла на чеченский сайт, узнать, что же творится в соседних национальных республиках, в связи с недавним заявлением г-на путина, пошатнувшим привычный многолетний толерантный уклад в национальных республиках...(
Вы бы только знали, что творится сейчас в татарстане… полный межнациональный хаус, языковая война(! Хотя автор выше приводит в пример законы Татарстана… но, как оказалась в реале, слова президента их всех обнулевывают…
Так что, уважаемые граждане ЧР, берегите и цените дружелюбные и толерантные межнациональные отношения! Уважайте культуру своего региона.