Новость о том, что в Чеченской Республике собираются построить университет с международным статусом впервые появилась еще осенью 2014 года. Глава ЧР Рамзан Кадыров сообщил тогда, что проект будет реализован за счет средств инвесторов из ОАЭ.
В тот момент многие восприняли эту идею со скепсисом. «У нас и со своим образованием полно проблем, куда нам до международного университета?» - говорили некоторые. Тем не менее в октябре 2015 года была заложена капсула под строительство вуза, а затем начались активные работы, которые продолжаются и по сей день. Ожидается, что двери Грозненского международного университета (ГМУ) откроются уже 1 сентября 2018 года, а учиться в нем будет до 5 тысяч российских и иностранных студентов.
Но каким будет ГМУ? Каких специалистов он будет готовить? Кто в нем будет преподавать? Как создать в республике вуз мирового уровня? Как сделать его конкурентоспособным? И нужен ли он вообще в регионе, где есть три больших вуза, а средний уровень подготовки школьников ниже, чем в среднем по стране? Непростые вопросы, требующих серьезных ответов.
Прежде всего, нужно понимать, кого мы собираемся выпускать из стен ГМУ. Очевидно, что нам не нужны специальности и направления, которые бы просто дублировали программы ГГНТУ, ЧГУ и ЧГПУ. Во-вторых, специальности ГМУ должны быть ориентированы на будущее – как ближайшее, так и долгосрочное.
Технические специальности
1. Специалист в сфере альтернативной энергетики
Новый вуз должен готовить не новых нефтяников и геологов – добыча нефти в Чечне сокращается на протяжении многих лет, а мировые запасы нефти могут иссякнуть в течение двух-трех десятилетий. По всему миру все больше и больше энергии получают от солнца, ветра и других источников. Если не начать развивать альтернативную энергетику у себя сейчас, то можно безнадежно отстать от европейских, американских и китайских коллег.
2. Специалист по градоустройству
Грозный продолжает активно развиваться и расти. Урбанизация по-прежнему остается массовым и всемирным процессом. В быстро растущих городах нужны грамотные и квалифицированные работники, способные к комплексному видению городских проблем и путей их решения. Создание комфортной экологически чистой городской среды – то, что нужно современным городам в первую очередь. Другими словами, требуются урбанисты-экологи, которые бы занимались проектированием и планированием городов с использованием «зеленых» технологий, альтернативных источников энергии. Именно эти люди должны будут наладить раздельный сбор отходов, сохранять и восстанавливать флору и фауну городов и многое другое.
3. Разработчики приложений (программисты)
Чтобы быть программистом, как ошибочно полагают некоторые, вовсе не достаточно уметь переустанавливать Windows и «разбираться» в компьютерах. Несмотря на то, что у нас есть факультеты информационных технологий и прикладной информатики, они не готовят программистов в полном смысле этого слова. Приложения и интернет все глубже проникают в нашу жизнь, поэтому крайне важно сделать акцент именно на подготовке специалистов по разработке приложений, веб-сервисов для основных платформ. При этом акцент необходимо делать на приложениях для виртуальной реальности, поскольку абсолютно очевидно, что VR – то самое направление, куда будут инвестировать миллиарды, и которое может решительно изменить наш мир.
4. Специалисты по 3Д-печати
3Д-печать из интересной и дорогой игрушки уже давно превратилась в технологию, с помощью которой печатают строительные конструкции и сооружения, делают протезы и т.д. Без всяких сомнений, это одно из самых перспективных направлений, движение в котором должно стать обязательной задачей ГМУ.
Инженерное дело, биотехнологии, робототехника, кибернетика (прежде всего, разработки в сфере искусственного интеллекта) – все это важнейшие и наиболее актуальные профессии будущего.
Гуманитарные специальности
Но не надо думать, что ГМУ должен стать исключительно техническим вузом. Он должен готовить и специалистов в гуманитарных дисциплинах. Вы скажете, зачем нам новые юристы, экономисты и менеджеры, которых и так слишком много? Но квалифицированные специалисты будут востребованы всегда, да и университет должен будет несколько сместить свой акцент в работе с гуманитарными направлениями.
1. Иностранные языки
Идеальным был бы вариант, когда ГМУ становится главным лингвистическим центром Кавказа. Языковая составляющая должна быть не просто составной частью образовательной программы. Грозненский международный университет способен стать ключевым вузом по подготовке специалистов, в совершенстве говорящих на различных языках – английском, арабском, испанском, китайском и немецком. Эта «большая пятерка» со временем могла бы расширяться. Конкурентным преимуществом ГМУ может стать высококачественная подготовка по редким для нашей страны языкам – суахили, хинди, португальский, японский и др. Это, кстати, было бы мощным фактором по привлечению в республику студентов из других городов и стран.
2. Международное право
Превращаться в еще один вуз, выпускающий «обычных» юристов, недопустимо. Учитывая статус вуза и ситуацию на рынке труда, нужны специалисты, разбирающиеся в вопросах международного права – международного водного, воздушного, гуманитарного, торгового права и других отраслей.
3. Мировая экономика
4. Туризм
Туристический потенциал Кавказа огромен, однако вряд ли используются и на четверть от возможного. Во многом проблема упирается в отсутствие профессиональных кадров в этой отрасли. С учетом больших капиталовложений в рекреационную сферу кавказских республик, Краснодарского края и Крыма, спрос на таких специалистов будет только расти.
Все эти направления тесно связаны друг с другом, и все так или иначе опираются на успешное владение иностранными языками.
Создавать новый вуз – крайне серьезная и ответственная работа. Практика показывает, что все университеты начинаются с нескольких важнейших и ключевых направлений, а лишь затем по мере развития, накопления опыта, извлечения полезных уроков из сделанных ошибок расширяют спектр подготовки. Возможно, что и ГМУ вовсе не следует торопиться, пытаясь открыть уже со следующего года десятки разных специальностей. На мой взгляд, 4 технических и 4 гуманитарных для старта будет более чем достаточно.
Вопрос о том, сколько мест в вузе будет платными, а сколько – бесплатными, решат инвесторы и будущее руководство. Но понятно и то, что инвестпроект предполагает окупаемость и получение прибыли. Бизнесмены из арабских стран не могут и не должны взваливать на себя социальные функции российского государства, финансируя работу наших университетов. Однако если коммерческих мест будет слишком много, и если стоимость обучения тоже будет на международном уровне, то найти несколько тысяч хорошо подготовленных выпускников и студентов будет, мягко говоря, тяжело.
Вуз должен зарабатывать, но делать это можно не только за счет коммерческого отделения для студентов. Мне представляется разумным и полезным предложить в качестве еще одного (девятого) направления подготовки MBA – программу подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в государственном управлении и бизнесе. Наличие степени Master of Business Administration открывает широкие перспективы для управленцев, поскольку традиционно считается элитной степенью в бизнесе, резко повышая статус ее обладателя. Наличие таких курсов сразу бы привлекло внимание одной из наиболее обеспеченных групп населения, привлекло бы дополнительные доходы в бюджет вуза. А это в свою очередь позволило бы создать большее число бесплатных мест или снизить среднюю стоимость обучения.
Образовательный процесс
Каким же должен быть учебный процесс в ГМУ? Если мы представляем его как университет будущего, то он должен соответствовать следующим важнейшим требованиям.
1. Гибкость – возможность учиться в любом месте и в любое время
Если мы хотим быть лидерами в высшем образовании и привлекать лучшие молодые умы со всей России и других стран, то необходимо предоставить студентам возможность самостоятельно формировать по крайней мере часть своего учебного расписания, выбирая те предметы, которые им более интересны и полезны для них.
2. Доступность
Записи лекций преподавателей не должны быть тайной. Все они должны быть в открытом доступе для каждого студента. При этом вуз должен иметь свои онлайн-курсы по всем основным предметам. Учитывая, что современная молодежь не может представить своей жизни вне телефонов и интернета, то для многих из них критически важной будет возможность доступа к лекциям в режиме онлайн, что избавит их от необходимости сидеть в аудиториях. Важно также, чтобы онлайн-версии университетских библиотек были доступны всем.
3. Прикладной характер
Возможно, главная проблема российского высшего образования – это его чрезмерная теоретичность и фундаментальность. И от этого необходимо уходить в сторону максимальной ориентированности на практический результат. Образование должно быть сфокусировано на будущей работе.
В данной статье мы представили только общее видение того, каким должен быть международный университет в Грозном. Но, как известно, прежде всего надо решить самые общие важные вопросы и только после этого переходить к деталям.
Комментарии
Но, строительство идет:
www.youtube.com/watch?v=bF1NCruQHS0
Строительство университета с 2:05