В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (далее – ФЗ) по дополнительному образованию реализуется дополнительная образовательная программа.
Согласно части 5 статьи 12 ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В пункте 6 части 3 статьи 28 ФЗ сказано, что к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. В статье 2 ФЗ дается определение образовательной программы: образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 47 ФЗ педагогические работники имеют право на участие в разработке образовательных программ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ педагогический работник обязан осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. А рабочая программа, как указано выше, это один из компонентов образовательной программы, которая разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Поурочные планы составляются по желанию самого педагогического работника, они законодательно не регламентированы.
Следует также отметить, что в законодательстве отсутствуют требования к рабочим программам дополнительного образования, однако из анализа законодательства можно сделать вывод, что тематическое планирование входит в рабочую программу. Также следует отметить, что при разработке дополнительных образовательных программ необходимо руководствоваться ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также рекомендуем обратить внимание на письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" (в части не противоречащей ФЗ).
Итак, в законе не сказано, что педагог обязан разрабатывать тематические и поурочные планы. Поурочные планы, как уже сказано выше, составляются по желанию педагога (это рабочий инструмент педагога). Тематическое планирование входит в образовательную программу (часть рабочей программы), которая разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Как правило, на практике разработка образовательных программ относится к компетенции педагогического совета. Советую педагогическим работникам посмотреть в уставе организации, что относится к компетенции коллегиальных органов управления, кто входит в их состав, а также советую взглянуть на свой трудовой договор и должностную инструкцию. Если педагогический работник входит в состав коллегиального органа, к компетенции которого относится разработка образовательной программы, и в рамках этого педагогам сказали разработать один из компонентов образовательной программы – рабочую программу (например, в данном случае педагогам по классу фортепиано сказали разработать рабочую программу по классу фортепиано) или в трудовом договоре и (или) должностной инструкции будет указано, что педагогический работник участвует в разработке образовательных программ организации, то это не будет противоречить законодательству.
Комментарии