Как работает одна из лучших школ Чечни
Алихан Динаев

Как работает одна из лучших школ Чечни

09/02/2017
Новые технологии, постоянное повышение квалификации, превосходные даже по меркам многих элитных московских школ условия, молодой коллектив и невероятная атмосфера творчества – все это и многое другое делает Математическую школу им. Х.И. Ибрагимова в Грозном особенной.

Если вы подумали, что ее внешний вид поражает воображение, заставляя всех восхищаться мраморной отделкой и величественной колоннадой, то вы ошиблись. Да, это новое, большое, трехэтажное здание, состоящее из нескольких корпусов, однако ее краснокирпичный экстерьер вряд ли намекнет кому-то на элитный статус школы.

Но совсем другие впечатления возникают, когда переступаешь ее порог. «До чего же здесь широкие коридоры и высокие потолки!» - наверно, такая мысль сначала приходит в голову любому. Как раз в эти дни в Грозном гастролирует цирк слонов, которые, кажется, могли бы спокойно показать парочку своих трюков прямо в рекреации.

Первое, что в день моего визита мог увидеть каждый посетитель школы, это яркая надпись «Разноцветная неделя», выставка детских картин и поделок и большое улыбающееся солнце.

И это одна из традиций Математической школы – каждая семидневка имеет свое название и программу мероприятий, которая обычно дополняется самими детьми и учителями по мере возникновения новых идей, - неделя вежливости, неделя эмоциональности, неделя матери, неделя добрых дел и т.д.

На этот раз каждый день объявлялся днем того или иного цвета. Например, четверг был посвящен зеленому цвету, благодаря чему этажи и кабинеты по всей школе приобрели заметный зеленый оттенок – на уроках и после них дети готовили различные украшения, рисунки, расклеивали зеленые смайлы и стикеры с интересными фактами, ухаживали за растениями и пр.

 

Атмосфера творчества, вежливости и доброжелательности

Директор школы Луиза Салмановна Токашева – хорошо известный и опытный специалист. Многие годы она занималась повышением подготовки и квалификации работников образования, а до этого более 10 лет работала директором одной из школ. Победив в конкурсном отборе Минобрнауки Чечни, она взялась за создание школы с большим энтузиазмом.

- С самого начала мы установили в школе два очень простых, но важных правила. Во-первых, все педагоги обязаны разговаривать с учениками исключительно на «вы» - даже с первоклассниками. Понимаю, что многие читатели из других регионов не найдут в этом ничего особенного, но для нашей республики это было едва ли не революционным нововведением, ведь в чеченском языке нет обращения на «вы». У нас так просто не принято (это касается даже вузов, где многие преподаватели разговаривают со студентами на «ты» - прим. Авт.). Во-вторых, мы потребовали от каждого ученика обращаться к педагогам и от учителей обращаться к своим коллегам только по имени-отчеству, что тоже совершенно нетипично для чеченского общества. Ведь у нас даже старейшин или крупных чиновников принято называть просто по имени. И это очень важно, ведь такое общение дисциплинирует всех, заставляет быть более вежливым. Говоря ребенку «вы», затем почти невозможно кричать или оскорблять его.

Спустя три месяца мы провели анкетирование, результаты которого нас сильно удивили. Оказалось, что 100% учеников довольны новой школой, хотя едва ли не половину из них родители приводили к нам из других школ со слезами на глазах. Они писали, что им очень нравится, что на них никто никогда не кричит, не оскорбляет, всегда считается с их мнением, - рассказывает Луиза Салмановна.

Здесь делается все для того, что максимально поощрять творчество и активность ребят. Все стены (и даже некоторые потолки и полы) в здании украшены работами учеников. Они рисуют, лепят, мастерят, а результаты их труда может оценить каждый. Причем все произведения регулярно обновляются, чтобы стимулировать интерес и энтузиазм детей.

 

Греческий атриум, космическая рекреация и вайнахский уголок

Особую атмосферу школе придает уникальный дизайн интерьеров. Каждая из шести ее рекреаций имеет свое название и дизайн, соответствующий определенной теме.

Пожалуй, самым красивым из них является греческий атриум, который украшают колонны, вазы, диваны и другие предметы, сделанные в античном стиле, а на его стенах висят изображения великих древнегреческих философов и ученых.

В дальнем конце рекреации находится небольшое помещение под названием Эвритерра – от восклицания «эврика» и слова «терра» - земля.

Каждую неделю (иногда и ежедневно) один из учителей ранним утром или поздним вечером оставляет там конверт с каким-то интересным заданием на логику и нестандартное мышление. Типичная ситуация для Матшколы – не успев зайти в нее, многие дети бегут не в свой класс, а в Эвритерру, чтобы прочитать новое задание и постараться решить его как можно быстрее, за что они обязательно получат приз. Нередко задания в этой тайной комнате превращаются в настоящие квесты для учеников.

Также здесь есть впечатляющий восточный атриум с высокими и изящными арками, вайнахский уголок с «растущими» из стены горами и небольшим водопадом, космическая рекреация и пр.

 

Да здравствуют новые идеи!

Другая особенность учреждения – это полномасштабная проектная работа. Так как это школа полного дня, то после уроков дети не только делают домашние задания, но могут дать волю своей фантазии. Как правило, никаких ограничений нет, а ученики могут предложить любую идею, согласовать ее с учителем и начать реализацию.

Например, недавно у одной из девятиклассниц возникла мысль организовать «Клуб корейской культуры», участники которого вместе изучали корейский язык, традиции корейцев, слушали национальную музыку и, разумеется, могли бы обсудить любимые дорамы (сериалы), с которых обычно и начинается эта любовь.

Казалось бы, зачем в чеченской школе корейский клуб? Но педагоги и руководство не только не отказали автору этой идеи, но и стали помогать девочке в ее реализации. На днях, например, в гости к учащимся пригласили корейских студентов, которые живут и учатся в Грозном, изучая здесь русский язык в педагогическом университете.

Проекты реализуются как на уровне класса, так и на уровне всей школы – причем не только для ребят, но и для учителей. Например, уже доброй традицией стали регулярные встречи детей с молодежью республики – с людьми, которые в еще молодом возрасте, добились уже очень многого. Успешные юристы, врачи, журналисты, бизнесмены приходят к детям, делятся своим опытом и отвечают на их вопросы, выступая как прекрасный пример того, что благодаря знаниям и учебе можно достичь больших высот.

Другой проект называется «Живое право», в ходе которого лучшие студенты юридического факультета ЧГУ в легкой, доступной и интересной форме помогают школьникам разобраться, что к чему в правовой сфере. Этот проект позволяет не только приобрести знания, но и помогает сформировать критичность мышления, аналитические способности, навыки публичных выступлений и др.

А последнее начинание – это «Клуб любителей кино «Магия педагогики». Особое место, где учителя вместе смотрят, а затем обсуждают лучшие документальные и художественные фильмы, посвященные воспитанию и образованию. Его автор – заместитель директора Тимур Хазбиев – справедливо считает, что многие важные и полезные мысли и идеи до учителей можно донести через такие фильмы как «Перед классом», «Писатели свободы» и др.

Хочешь пригласить корейцев? Пожалуйста! Хочешь заложить капсулу времени до 2036 года? Тоже нет проблем!

Любая идея приветствуется! – это, наверно, неофициальный девиз школы, который невероятно мотивирует детей.

 

Жесткий отбор и постоянное повышение квалификации педагогов

Математическая школа работает в пятидневном режиме, а суббота для учителей – это день различных семинаров и тренингов. Директор Луиза Токашева отмечает, что они многообразны. Среди них как занятия по повышению предметной компетентности, где выступают самые опытные и заслуженные ученые республики, так и тренинги по личностному развитию, мотивации, улучшению командной работы и т.д.

Изначально в школе решили сделать ставку на молодые кадры. Желающих работать в этом учебном заведении гораздо больше, чем число вакантных мест. Поэтому все кандидаты проходят многоступенчатый отбор. Для начала все они должны написать эссе о том, почему они хотят здесь работать, и что нового они могут привнести. Луиза Салмановна подчеркивает, что этот этап позволяет отсеять многих соискателей, а оценивают в том числе и орфографическую и пунктуационную грамотность педагога.

После этого кандидата отдают на растерзание заданиям ЕГЭ. Потенциальному биологу дают самый настоящий вариант ЕГЭ по его предмету и предлагают разобраться с ним как можно быстрее. Логика предельна ясна – если учитель сам не может справиться с вопросами единого госэкзамена, то как же он научит этому детей? После этого кандидату предстоит пройти заключительное собеседование с директором.

Молодая учитель географии Марьям Юрьевна Орцуева, закончившая Казанский федеральный университет, начинает наш разговор с того, что «никогда и ни за что не покинет эту школу». Показательна ее реакция на мой вопрос о том, чувствует ли она свободу творчества в этом месте.

- Абсолютная свобода творчества, - резко и громко отвечает Марьям. – Здесь невероятно доброжелательная, комфортная и креативная атмосфера, которую задает директор и поддерживают все. Например, сейчас у меня вместе с преподавателем ИЗО есть проект создания кружка рисования на стекле. Я всегда любила рисовать и изучать географию, а сейчас мы вместе с детьми попробуем объединить их в одно целое.

 

Научные исследования в школе

Одной из самых интересных личностей в школе, без сомнения, является преподаватель, общественный деятель и основатель Юридической клиники ЧГУ Тимур Хазбиев, широко известный и всеми уважаемый в системе образования Чечни. Сложно найти человека большим энтузиазмом и таким неиссякаемым количеством новых идей, предложений и инициатив, который при этом столь искренне боролся бы за улучшение качества образования в республике, чем он.

Уже сама должность Тимура вызывает вопросы – он заместитель директора по научно-экспериментальной работе. Мы не очень привыкли к тому, что в школах занимаются наукой и проводят какие-то эксперименты. Вдохновившись лекциями профессора и доктора педагогических наук Константина Михайловича Ушакова, у которого он учится в магистратуре Высшей школы экономики, педагог запустил исследование социального капитала школы.

- Мы провели масштабное анкетирование педагогов в рамках информационно-аналитической системы «Директория» Ушакова, задавая им самые разные вопросы – от того, к кому они обращаются за советом и помощью в работе, до того, кого бы из коллег они пригласили на свой день рождения. По результатам исследования мы обнаружили, что около 50% наших педагогов находятся в т.н. «профессиональном одиночестве». Теперь моя задача – максимально наладить взаимодействие между коллегами. Нужно не просто повышать квалификацию работников, а развивать социальный капитал работников, делать так, чтобы они были готовы и хотели делиться своим опытом с другими работниками, - рассказывает Т. Хазбиев.

На мой уже традиционный вопрос о том, что выделяет эту школу, Тимур отвечает так: «Всю мою жизнь мне приходилось реализовывать свои идеи, преодолевая сопротивление, разнообразные и сложные преграды. Здесь же у меня есть полная свобода. Мои предложения не просто выслушивают, а сразу же предоставляют возможности, чтобы претворить их в жизнь. И эта атмосфера дает огромную мотивацию работать еще лучше».

Спускаясь по лестнице, мы разглядываем картины, нарисованные детьми и учителями, а затем видим большую стилизованную под славянский стиль надпись «Великий и могучий русский язык», а на стенах – красиво оформленные изображения русских писателей с цитатами.

- Буквально вчера этого не было! – удивляется замдиректора. – Я и сам это в первый раз вижу. Это тоже особенность нашей школы – она каждый день разная, она постоянно обновляется, причем обычно это делают сами дети.

 

Скорее Финляндия, чем Сингапур

Опубликованные всего полтора месяца назад результаты международного сравнительного исследования качества образования PISA за 2015 год, в очередной раз показали превосходство азиатских школьников. Причем их доминирование особенно велико по математике, где Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Япония и Китай занимают лидирующие позиции. Начиная создавать школу с нуля, директор может выбрать модель ее развития. Какая система ближе директору Матшколы – западная или восточная?

- Я бывала в финских и французских школах, изучала систему образования многих стран мира. Мне ближе европейская модель с индивидуальным подходом, когда дети сами выбирают себе предметы, которые им больше нравятся. В начальных классах в Европе, дети, как правило, получают не академические знания, а формируют универсальные учебные действия – находить, отбирать, оформлять, анализировать необходимую информацию, обучают навыком публичных выступлений. Проще говоря, их сначала учат тому, как надо учиться. Они могут в шестом классе изучать умножение двухзначных чисел, но по итогам школы обходят российских выпускников по среднему уровню знаний. Мы стараемся идти по схожему пути – в начальной школе уделяем огромное внимание тем самым универсальным учебным действиям, - делится своими мыслями Л. Токашева.

Изначально в школе появились классы с первого по девятый. Программа развития школы предусматривает трехлетний переходный период, в течение которого она должна подготовить своих первых выпускников к ЕГЭ и взрослой жизни.

Математическая школа имени Ибрагимова задает новые стандарты в чеченском образовании. И очень хочется верить, что они принесут ощутимые результаты уже в ближайшем будущем.

10
1404
0

Комментарии

Rasul
09 февраля 2017, 17:44
Круто.
Aslan
09 февраля 2017, 19:08
Круто, что коменты пофиксили
Luiza
12 февраля 2017, 11:15
Очень рада, что у нас есть такие школы. Красивейшие дети! Впечатляет все, хочу к вам.
Салман
09 февраля 2017, 20:36
Впечатляющая школа! Хорошо описано, захотелось там поучиться.
Л.С.Ф.
10 февраля 2017, 10:02
Интересная статья. Классная школа!
Л.С.Ф.
10 февраля 2017, 10:02
Интересная статья, классная школа!
Ахмад
10 февраля 2017, 14:24
Очень интересная статья и сама школа. Горд, что дружу с коллективом. Министерство образования и науки ЧР нашло нужно человека на должность директора. Уверен, у школы большое будущее.
john
12 февраля 2017, 21:03
Я б тоже там поучился))
petya
13 февраля 2017, 21:24
Нынешним детям можно позавидовать. У нас и близко таких условий никогда не было. даже не мечтали. Еще бы учились они теперь как следует
islam
25 февраля 2017, 12:04
Все, возвращаюсь в школу!
Завидую черно-белой зависью!