Алихан Динаев

Что читать в школе?

14/01/2017
Эксперт Динаев Алихан уверен в том, что задача школьной программы по литературе должна заключаться в пробуждении интереса у детей к чтению, в привитии любви к книгам. И сделать это скорее всего можно через прочтение таких произведений как «Дети капитана Гранта» или «Робинзон Крузо», чем через прочтение скажем колоссального произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого. Нет ничего страшного в отсутствии у школьников интереса к произведениям великих классиков, пробудите интерес у них к чтению, и они в будущем обязательно прочитают их.

Школьная программа по литературе в России считается одной из самых насыщенных и сложных в мире. В школьные годы я читал все произведения, включенные в программу, изредка даже выходя за ее пределы. Однако с уверенностью могу сказать, что первая книга («Война и мир»), которая произвела на меня серьезное впечатление, была прочтена только в 11 классе.

Перечитав за последнюю неделю «Недоросля» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова и «Гранатовый браслет» Куприна, и будучи в восторге от этих произведений, я пришел к нескольким выводам.

Большинство детей (разумеется, в их числе был и я) в 6-9-х классах в принципе не способно понять фундаментальные идеи классиков русской и мировой литературы, которые они заключают в своих работах. Может ли понять 13-летний жизнерадостный подросток Евгения Онегина, страдающего хандрой в молодые годы? Может ли он в полной мере понять не менее молодых героев стихотворений Лермонтова, пресыщенных жизнью и думающих о скорой смерти? Увидят ли дети в сказках Салтыкова-Щедрина жестокую сатиру на реакционных консерваторов и непоследовательных и слабых либералов, увидят ли отражение противоречивого состояния российского общества после великих реформ Александра Второго?

Не по этой ли причине сочинение для учеников едва ли не самое сложное школьное испытание? Не потому ли хорошо писать сочинения умеют единицы? И ученики столь активно используют уже готовые сочинения в соответствующих сборниках и интернете не только потому, что они ленятся писать работы самостоятельно, но и потому, что большинство из них в подростковом возрасте просто не может понять героев, время, в котором они живут, их слова и поступки.

Проблема усугубляется еще и тем, что прочитав эти книги в школе, мало кто возвращается к ним уже в взрослой жизни. Многие ли из вас перечитывали «Ревизора» или «Тараса Бульбу»? А роман «Отцы и дети» Тургенева? Процент ответивших положительно будет конечно небольшим. В результате оказывается, что мы не только не в полной мере осознаем смысл этих книг, но даже плохо помним их содержание.

На мой взгляд, это обстоятельство приводит к постепенному снижению интереса школьников, а в впоследствии и взрослых людей, к чтению. То, что люди по всему миру читают все меньше, известная и подтвержденная тенденция. И читаемая в школе литература во многом способствует этому. Читать то, что тебе не понятно, довольно сложно. Читать о том, что тебе не интересно, еще сложнее.

Цель литературы в школе не заключается в том, чтобы сделать детей высоконравственными и благородными людьми. Вернее это сделают родители и собственно великие произведения.

Школьный курс литературы и работа учителей должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы пробудить интерес к чтению, привить любовь к книгам. И при всем глубочайшем уважении и почтении к Пушкину не «Капитанская дочка» или «Повести Белкина», а «Дети капитана Гранта» или «Робинзон Крузо» сделают это эффективнее. Речь не идет о том, чтобы не читать Пушкина, он колоссален. Но очевидно, что программа должна претерпеть изменения, возможно, даже концептуальные. Ничего страшного в том, что большинство не прочитает «Преступление и наказание» в школе нет.

Если человек полюбит чтение, осознает уже в школе необходимость постоянного знакомства с новыми произведениями, то он не сможет пройти мимо великого творения Достоевского.

0
220
0

Комментарии