Требования к печати образовательной организации
Тимур Хазбиев

Требования к печати образовательной организации

12/07/2016
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что нормы устанавливающие требования к печати образовательных организаций трактуются различными контролирующими органами, а также самими образовательными организациями по разному. Указанные расхождения в трактовке и использовании норм законодательства на наш взгляд вызваны систематическими изменениями законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере образования, а также наличием разногласий и противоречий между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения.
Данная статья предназначена для руководителей образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, а также для специалистов органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере образования и призвана помочь образовательным организациям избежать нарушений требований законодательства РФ к печатям образовательных организаций, а соответствующим государственным органам правильно трактовать и применять нормы законодательства РФ

До вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательные организации при использовании печати в основном руководствовались нормами на тот момент действующего Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (далее – старый закон) и нормами Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования» (далее - ГОСТ Р 51511-2001).

Абзац 2 пункта 2 статьи 27 старого закона устанавливал: "Образовательные учреждения и научные организации, за исключением учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), заверяют выдаваемые ими документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации".

Исходя из данной нормы образовательные и научные учреждения должны были заверять такой печатью исключительно документы государственного образца, например аттестаты об основном общем образовании. Необходимо также отметить, что данная норма о заверении документов государственного образца гербовой печатью не могла распространяться на все образовательные и научные учреждения, поскольку статья 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. "О Государственном гербе Российской Федерации" устанавливала и устанавливает по сей день, что Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.Из данной нормы видно, что государственные учреждения правомочны использовать такие печати, а вот организации и учреждения иных форм собственности, только в случаях наделения их отдельными государственно-властными полномочиями. Например, муниципальные и частные образовательные учреждения к таковым не относятся.

Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации" обладает более высокой юридической силой, чем федеральный закон, поэтому его нормы должны были соблюдаться в первую очередь.

Практика же показывает, что печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации пользовались любые образовательные учреждения вне зависимости от формы собственности, более того не только для заверения документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, но и для заверения своих локальных нормативных актов, приказов, писем и других документов,которые к документам государственного образца не относятся. Для заверения документов негосударственного образца, локальных актов государственным образовательным организациям необходимо было использовать другую печать или печати без изображения Государственного герба РФ, поскольку общее количество печатей у коммерческих, так и у некоммерческих организаций не ограничивалось и не ограничивается по сей день, что на практике позволяет организации иметь сколько угодно печатей, хоть на каждую разновидность документов или операций. Муниципальные и частные как уже отмечалось выше не правомочны были использовать российские гербовые печати вовсе.

Почему игнорировались нормы федерального конституционного закона? На наш взгляд, образовательные организации и контролирующие органы просто не обратили внимание на данный федеральный конституционный закон и его нормы. Использование печати с изображением государственного герба было настолько традиционным и обыденным для школ, что их руководителям и в голову не приходило, что могут быть какие-то иные нормы, которые ограничивают использование таких печатей, либо вовсе запрещают.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее – новый закон об образовании) вступивший в силу 1 сентября 2013 года аналогичной нормы как в старом законе о заверении документов государственного образца печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации не предусмотрел. Часть 2 статьи 60 нового закона об образовании звучит: "Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Ничего об изображении Государственного герба РФ на печатях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в новом законе об образовании не говорится.

Отсутствие такой нормы в новом законе вызвало много вопросов у руководителей образовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, таких как: "А как теперь заверять аттестаты?", "Будут ли законными аттестаты, если их заверять печатями без изображения государственного герба РФ?", "Примут ли высшие учебные заведения абитуриентов с аттестатами без печати с гербом?" и др.

В связи с возникшими вопросами об использовании или не использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях образовательных организаций после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Министерством образования и науки Российской Федерации были направлены в субъекты разъяснения в письме от 31.03.2014 г. за №08-418. В данном письме Министерство изложило свою официальную позицию о правомочности использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность до 01 января 2016 г. печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, полученную до вступления в силу нового закона об образовании. При формировании данной позиции Министерство ссылалось на пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку новый закон об образовании не предусматривает такого, то есть не имеет обратной силы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, по мнению Министерства были вправе использовать печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, полученную до вступления в силу Федерального закона. Необходимо отметить, что Министерство образования и науки РФ не упоминает в данном письме нормы Федерального конституционного закона "О государственном гербе РФ» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Министерство образования и науки Чеченской Республики в отличие от федерального Министерства изложило иную точку зрения в своих письмах касательно возникших вопросов. Министерство образования и науки ЧР в письме от 15.05.2014 г. №1456/08од рекомендовало муниципальным общеобразовательным организациям, расположенным на территории Чеченской Республики, использовать в своей работе печати без изображения Государственного герба Российской Федерации, поскольку Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ» не разрешает использовать муниципальным образовательным организациям такие печати и нарушение порядка официального использования Государственного герба РФ согласно статье 17.10 КоАП РФ влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

На наш взгляд, позиция Министерства образования и науки ЧР была более предпочтительной для образовательных организаций, поскольку норм обязывающих образовательные организации использовать гербовую печать на тот момент не было, а запрещающие нормы Министерство образования и науки РФ не учло. Органы прокуратуры могли обоснованно не согласиться с позицией Министерства образования и науки РФ, тем более письмо не является нормативно-правовым документом. Учитывая возможные большие административные штрафы муниципальным образовательным организациям было логичнее и безопаснее не использовать гербовую печать.

В дополнение к письму от 15.05.2014 г. № 1456/08од Министерство образования и науки ЧР рекомендовало муниципальным образовательным организациям использовать на печатях изображение Государственного герба Чеченской Республики. Согласно части 3 статьи 6 Закона Чеченской Республики от 3 июня 2008 г. №23-рз «О государственном гербе Чеченской Республики» муниципальные учреждения вправе использовать печати с изображением Государственного герба Чеченской Республики. Таким образом, аттестаты выпускников общеобразовательных организаций Чеченской Республики 2014 года в основном были заверены печатью с изображением Государственного герба Чеченской Республики.

К сожалению, у выпускников общеобразовательных организаций ЧР 2014 года возникли определенные проблемы при поступлении в Высшие учебные заведения, расположенные на территории других субъектов РФ. В сознании работников системы образования настолько устоялось мнение, что аттестаты должны заверяться обязательно печатями с изображением Государственного герба РФ, что некоторые Высшие учебные заведения начали незаконно отказывать выпускникам ЧР о приеме документов для поступления. Тем более другие субъекты РФ продолжали заверять аттестаты печатями с изображением Государственного герба РФ.

В целях защиты законных прав и интересов выпускников общеобразовательных организаций ЧР Министерство образования и науки ЧР направило в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) письмо от 07.07.2014 г. за №2106/08од с просьбой направить в адрес организаций высшего образования РФ разъяснения о недопустимости отказа в приеме документов от абитуриентов по причине отсутствия заверения бланков их аттестатов печатью с изображением Государственного герба РФ. Вскоре жалобы родителей выпускников в Министерство образования и науки ЧР об отказе в приеме документов их детей прекратились. Впоследствии Рособрнадзор в своем письме от 07.08.2014 г. за №01-51-1944/07-3009 сообщил, что Министерством образования и науки Российской Федерации было направлено в организации высшего образования информационное письмо от 17.17. 2014 г. №АК-1919/05 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях образовательных организаций», разъясняющее допустимость предоставления абитуриентами в образовательные организации высшего образования бланков аттестатов, заверенных печатью без изображения Государственного герба Российской Федерации.

Вопросы использования печатей, их содержания и формы продолжают оставаться для образовательных организаций проблемными, поскольку представители различных контролирующих органов нередко трактуют нормативные положения неоднозначно.

В феврале 2016 года один из районных прокуроров Чеченской Республики обратился в соответствующий федеральный районный суд ЧР с административным исковым заявлением к одному из муниципальных общеобразовательных организаций в порядке ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В административном исковом заявлении прокурор просил суд обязать образовательную организацию оформлять тексты документов, в том числе бланки, печати, штампы и штемпеля, на государственных языках Чеченской Республики, то есть как на русском языке, так и на чеченском. Данное требование прокурор обосновал ссылаясь на часть 2 статьи 16 Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации", согласно которой тексты документов (бланков, печатей, штампов, штемпелей) и вывесок с наименованиями государственных органов, организаций, предприятий и учреждений оформляются на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик и иных языках народов Российской Федерации, определяемых законодательством республик, а также ссылаясь на часть 1 статьи 12 Закона Чеченской Республики от 25.04.2007 г. № 16-РЗ "О языках в Чеченской Республике", в соответствии с которой на территории Чеченской Республики официальное делопроизводство в государственных органах Чеченской Республики, учреждениях и организациях ведется на государственных языках Чеченской Республики. В ходе указанного административного судопроизводства административный ответчик (руководитель образовательной организации) полностью признал административный иск и суд ссылаясь на ст. 46 КАС РФ принял решение обязать образовательную организацию оформлять тексты документов, в том числе бланки, печати, штампы и штемпеля, на государственных языках Чеченской Республики: русском и чеченском.

На наш взгляд административный истец, ответчик и суд не учли норму части 2 статьи 12 Закона Чеченской Республики от 25 апреля 2007 г. № 16-рз "О языках в Чеченской Республике", согласно которой печати не входят в перечень средств, которые должны оформляться на обоих государственных языках Чеченской Республики. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации" порядок использования языков в официальном делопроизводстве определяется как законодательством Российской Федерации, так и законодательством республик. С учетом того, что региональное законодательство ЧР не включило печати в перечень средств, которые необходимо оформлять на государственных языках ЧР, на наш взгляд оформление печати только на русском языке является правомерным. Отметим также, что согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Образовательные организации как известно относятся к некоммерческим организациям.

Вместе с тем, с учетом имеющейся региональной практики контролирующих органов и учитывая то, что общее количество печатей у образовательных организаций не ограничивается, мы рекомендуем иметь две печати. Одну на государственном русском языке, другую на государственном чеченском языке.

В заключительной части данной работы перечислим основные тезисы по теме:

  1. Государственные образовательные организации вправе использовать печати с изображением Государственного герба РФ, а муниципальные и частные нет (статья 4 ФКЗ от 25 декабря 2000 г. "О Государственном гербе Российской Федерации").
  2. Нарушение порядка официального использования Государственного герба РФ является административным правонарушением. Совершение данного правонарушения влечет за собой административное наказание в виде штрафа (статья 17.10 КоАП РФ).
  3. Государственные и муниципальные образовательные организации Чеченской Республики вправе использовать печати с изображением Государственного герба Чеченской Республики (часть 3 статьи 6 Закона Чеченской Республики от 3 июня 2008 г. №23-рз «О государственном гербе Чеченской Республики»).
  4. Обязательные требования к печати некоммерческой организации, в том числе образовательной, определены в пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которому некоммерческая организация должна иметь печать с указанием полного наименования этой некоммерческой организации на русском языке.
  5. В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Чеченской Республики от 25 апреля 2007 г. № 16-рз "О языках в Чеченской Республике" печать не входит в перечень средств, которые обязательно должна оформляться на обоих государственных языках Чеченской Республики.
  6. Общее количество печатей у образовательных организаций не ограничивается. На практике образовательная организация может иметь сколько угодно печатей, хоть на каждую разновидность документов или операций. Например, для структурных подразделений (отдел кадров, секретариат, канцелярия), заверения определенных документов (счетов, справок и т.д.).

Письмо Минобра РФ в приложении.

ПИСЬМО

2
2935
0

Комментарии

Fantoci
24 августа 2016, 14:18
Хорошая статья, всё доступно и понятно изложено.
Tany
20 сентября 2016, 12:35
Письмо во вложении не открывается