Финансовая грамотность – это не просто теоретическая информация, которой должен владеть каждый образованный человек. Наоборот, финансовая грамотность – это один из главных навыков современного человека. Человек, который не умеет управлять личными финансами, обречен на постоянные финансовые проблемы, такие как нехватка денег, кредиты, займы, потеря денег в финансовых пирамидах и т.д.
Современный среднестатистический россиянин обладает низкой финансовой грамотностью и, как следствие, многие становятся жертвами финансового мошенничества или попадают в кредитную кабалу. У родителей есть возможность качественно улучшить жизнь собственного ребенка, прививая ему навыки управления личными финансами и идею стремления к финансовой свободе.
Для начала разберем, что такое управление личными финансами?
Управление личными финансами – это контроль расходов и доходов, планирование бюджета, формирование личного финансового плана и инвестирование. Это особое отношение к деньгам.
Фразы «о деньгах нельзя говорить», «деньги – это неважно», «детям не нужно слушать разговоры о деньгах» закладывают с малых лет в детях финансовые зажимы и блоки и стеснения обсуждать финансовые вопросы.
Дома родители оберегают детей от «взрослых» разговоров про деньги, в школе тоже не обучают. Но в 18 лет вдруг человек должен управлять деньгами, поскольку он стал совершеннолетним. Ясное дело, что он начнет учиться управлять финансами, рискуя большими суммами.
Не совершайте подобных ошибок со своими детьми. Деньги – это не плохо и о них можно и нужно говорить в присутствии детей.
Я настаиваю на том, что с 6 лет можно формировать навыки управления финансами у детей.
Вы спрашиваете, как? Начните выделять регулярные карманные деньги. Важна регулярность и равный размер суммы. Далее направляйте ребенка, советуйте как поступить с деньгами. Только это не должно быть в императивном порядке. Дружественно, в формате рекомендаций посоветуйте разделить карманные деньги на три части:
- первая часть идет на долгосрочные накопления (на образование или жилье ребенка);
- вторая часть идет на короткие цели (самокат, кукла и/или благотворительность);
- третья часть на текущие расходы (жвачки, мороженое или шоколадки).
Таким образом, вы научите ребенка:
· тратить меньше, чем он получает. Поверьте, этого навыка не хватает многим взрослым;
· накапливать на долгосрочные цели, ставить финансовые цели;
· растягивать деньги на весь период и не «лезть» в копилку.
При этом не забываем, что ребенок может сорваться и потратить все деньги. Он все таки ребенок. Не срывайтесь. Не ругайте. Но при этом не возмещайте потери. Важно, чтобы ребенок осознал, что не соблюдение правил приведет к неприятным последствиям.
Как только ребенок преодолеет эту ступень обучения, познакомьте его с вкладами – простым финансовым инструментом. Здесь ребенку нужно в максимальной доступной для него форме рассказать про инфляцию, пассивный доход, сложный процент.
Научите ребенка вести учет собственных денег, чтобы это стало привычкой как «чистка зубов». С 12-14 лет можно ребенка обучать основам инвестирования. Можно это делать через игры или реальный счет.
Ребенок сможет реально сформировать стартовый капитал для взрослой жизни и навыки управления личными финансами безусловно пригодятся ему.
Комментарии