Ежегодно 4 ноября мы празднуем День народного единства.В свете этого праздника мне вспомнился один случай, который произошел с моим товарищем.
В одном из российских городов-миллионников он с приятелями зашел в красиво оформленное кафе с приятным интерьером в самом центре. Когда подошла официантка, он спросил: «Есть ли халяльная пицца?» Она ответила: «Халявная? Халявной нет». При этом молодой человек имел яркие внешние признаки представителя исламской культуры: длинная борода, папаха, мюридская рубашка.
Здесь произошла коммуникативная осечка из-за отсутствия межкультурной компетенции. Можно здесь вспомнить про «свой устав и чужой монастырь». Но современный мир в условиях глобализации показывает, что то общество, в котором поощряется культурное многообразие, создает айфоны, которые продаются тем, которые не желают разбираться в «чужих уставах».
В России это осознали и День народного единства - тому доказательство. Можно утверждать, что этому помогло и решение Министерства образования, которое изменило название специальности «Иностранные языки» на «Лингвистику и межкультурную коммуникацию» еще в конце 90-х прошлого века.
Примечательно, что национальный вопрос стал острым на постсоветском пространстве с приходом капитализма. Старшее поколение рассказывает, что можно было поехать в любой город – от Прибалтики до Хабаровска – и никто бы не придрался к национальности. В это же самое время на Западе меньшинства боролись за свои права. Складывается впечатление, что сегодня организация ифтара и сухура в тюрьме Её величества в Великобритании, – это заимствование лучших практик СССР. Так в инструкции Государственной службы исполнения наказаний Великобритании по обеспечению религиозных потребностей заключенных (National Offender Management Service, Faith and Pastoral Care for Prisoners,) сказано:
Время приема пищи в Рамадан
… Вечером каждый постящийся мусульманин должен получить горячий ужин, один ланч и один завтрак. Необходимо обеспечить чайник в камере для горячих напитков….
Политика поощрения культурного многообразия для Великобритании является также важной частью стратегии противодействия радикализму и терроризму. В данной стратегии (Prevent strategy) в п. 6.21 сказано: «сильное чувство принадлежности к обществу позволяет ему лучше сопротивляться против террористической идеологии и пропаганды. Мы убеждены, что данная стратегия зависит от интеграции, участия в демократических процессах и межконфессиональном диалоге».
На практике это отражается во многих сферах. Так, например, обучаясь в Лестерском университете по программе Глобальное образование 2016-17, моя дочь училась в 5 классе в муниципальной школе. Здесь дети праздновали всей школой Дивали, Хануку, Рамадан, Пасху. В разгар дебатов о запрете хиджабов в школах России было интересно почитать на сайте школы в разделе «Политика школьной униформы», что дети имеют право носить головные уборы и религиозную атрибутику, безопасную для здоровья детей. Также вызвали интерес некоторые рекомендации для учителей, которые организовывали праздничные мероприятия. В одном из пунктов было указано, что дети-мусульмане не могут играть в роли пророков в сценках.
В стратегии противодействия терроризму Великобритании четко прописано, что риторика пропаганды радикальных течений под ярлыком ислама основана на противопоставлении государства и мусульманина как личности. Задача же государства воспитать крепкое чувство принадлежности к этому обществу.
Экономическую выгоду политики поощрения культурного многообразия показали исследования, в которых было установлено, что коллективы, в которых личность тратит энергию на скрытие своих индивидуальных особенностей, отрицательно влияют на общую продуктивность.
В социальной сети депутат ГД от ЧР Шамсаил Саралиев поднимал вопрос почему в Москве не дают автокредит лицам, прописанным в ЧР. Особый протокол. С таким же протоколом сталкиваюсь лично каждый раз при пересечении границы России. Такие протоколы не вызывают ничего кроме гнева и неприятия, а также льют много воды на мельницы радикально-экстремисткой риторики.
Школьные учителя - это хранители стандартов. Отличники в наших школах – это те, которые на отлично справляются с задачей быть похожими на других.
Когда в 1997 году после окончания школы в Грозном я принес домой аттестат, в котором было 11 троек, родители были весьма расстроены. Но это не помешало получить диплом с отличием Лестерского университета в Англии.
Многие ученики в классе требуют особого внимания и энергии учителя. Зачастую поэтому они отхватывают плохие оценки.
В предновогодний ажиотаж в одном из федеральных сетевых магазинов в Грозном встретил своего бывшего ученика, который когда-то тоже был «другим». На бейдже было написано «зам.директора».
Как родители, так и учителя в школе должны приветствовать отличительные особенности детей. Ну или хотя бы не наказывать и не ругать их за это.
В заключении хотелось процитировать слова узника концлагеря Мартина Нимёллера:
«Когда они пришли за коммунистами, я молчал — я не был коммунистом. Когда они пришли за социал-демократами, я молчал — я не был социал-демократом. Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня».
Комментарии
Вот это удивило, учитывая то, что при СССР в Чечне не было ни одной мечети, не говоря уже об ифтарах в тюрьмах.
А религии в СССР не было официально.