ЕГЭ настолько прочно вошел в нашу жизнь, что многие уже просто не представляют, что может быть иначе. В первые годы единым госэкзаменам, словно саженцу дерева, пришлось пережить очень многое – постоянные скандалы, обвинения в необъективности и «лотерее», недовольство родителей и, разумеется, учеников. Но за последние годы удалось достигнуть значительного прогресса. Истерики вокруг ЕГЭ стало значительно меньше, всеобщее негодование приутихло.
Рособрнадзору удалось существенно повысить объективность сдачи экзаменов. Например, в этом году по всей стране работал сайт СмотриЕГЭ (smotriege.ru), на котором шли прямые видеотрансляции из пунктов приема экзаменов, причем нередко в HD-качестве. В ряде регионов камеры были установлены буквально во всех школах, а лицезреть происходящее в них могли все федеральные и общественные наблюдатели. Если они замечали, например, использование шпаргалок, то могли тут же связаться с конкретным пунктом проведения экзамена и указать на нарушение.
ЕГЭ за примерно 15 лет своего существования глубоко укоренился в российском обществе. У этой системы есть свои недостатки – это знают все. Тяжелая атмосфера на экзаменах, некорректные вопросы, необходимость «натаскивания» и пр. Но, пожалуй, ключевая проблема, о которой мало кто говорит, намного шире и глубже. Проблема в том, что ЕГЭ стал венцом, пунктом назначения и главной целью школьного обучения. Вся система среднего образования сейчас настроена на то, что результаты госэкзаменов – это и есть не только основная, но и по сути единственная оценка уровня знаний и подготовки выпускника.
Не получил проходной балл? Дурак! Набрал «жалкие» 50 баллов – бездельник-троечник! 75 баллов – молодец, гордость школы, умный и талантливый! А получил 100 – и ты настоящая звезда, едва ли не гений, о котором обязательно пишут в СМИ! А если все ждали, что выпускник получит не меньше 95, а у него «лишь» 70 баллов – провал, неудача, разочарование.
Проблема усугубляется еще и тем, что фактически не только учеников, но и учителей, и школы в целом оценивают по результатам ЕГЭ. Бывший министр образования и науки России Д. Ливанов, и нынешний министр О. Васильева множество раз говорили, что школы и педагогов нельзя характеризовать только по этому показателю. «Не является ЕГЭ критерием оценки работы в школе, я еще раз это подчеркиваю. Он никогда не сможет описать состояние школы сегодня, а раз так, то этого не стоит делать и в таком ключе. Это необъективно», - заявила Васильева ровно год назад, затем повторив эту же мысль еще не раз.
Однако в реальном мире все устроено так, что ЕГЭ превращается в абсолютного монарха, который определяет всё. У хороших учителей должны быть высокие результаты ЕГЭ! Эта идея уже давно стала абсолютно естественной и единственно правильной аксиомой! Так и только так, иного не дано! И у хороших директоров в школе должны быть самые высокие баллы! Это понимают все педагоги и руководители школ, отделов и министерств образования, родители и журналисты, политики и общественные деятели.
Хорошо, допустим логика в этом есть. И что же тогда должны делать учителя и директора? Все очевидно – повышать качество своей работы, искать новые и более эффективные методики, использовать современные технологии, мотивировать детей, общаться с их родителями и настраивать их на совместную работу. Это список можно продолжать очень долго.
Но все это довольно сложно, требует знаний, подготовки, напряжения сил, дополнительного времени. И тут многие педагоги по негласному указанию директора или по собственной инициативе находят более простой способ повысить средний балл на экзаменах. Они просто выдавливают слабых учеников из школы. Что же это значит?
Как школы избавляются от слабых учеников
Ну вот смотрите. Для удобства расчета представим себе крошечный класс, в котором учится 5 человек – по оценкам учителя эти ребята могут получить на экзамене 80, 60, 50, 30 и 20 баллов соответственно. То есть 48 баллов в среднем – такая твердая, но все равно посредственная «тройка». И здесь в некоторые «светлые» головы приходит не менее «светлая» мысль – а давайте мы отправим после 9 или 10 класса последних двух «балбесов» в колледж! «Балбесы» и их родители, убежденные учителями, что им ничего не светит на ЕГЭ, чуть ли не с радостью соглашаются на это. И теперь статистика учителя и его учеников становится совсем другой! Надменно посматривая на начальство, педагог с нескрываемой гордостью говорит, что в его классе средний результат аж 63 балла! Это вам не какие-то «нищебродские» 48 баллов. Это уже приличные и достойные 63 балла! Да еще и добавит как бы невзначай: «Точнее 63 целых и три десятых балла».
В нашей республике эта проблема особенно актуальна. ЕГЭ в устах учителей нередко превращается в непобедимого и ужасного монстра, которым пугают детей с начальных классов. Мой племянник-пятиклассник весь учебный год рассказывал мне, как учителя описывают им единые госэкзамены. «А правда, что их почти никто не сдает? А правда, что полицейские в кабинетах бывают? А правда, что надо будет сдавать сразу 5 предметов?» - эти и другие вопросы он задавал мне несколько раз.
Многие учителя, видя, что отдельные ученики не хотят учиться и плохо справляются с заданиями, машут на них рукой: «Эти безнадежны!» И что хуже всего – они нередко прямо и публично говорят ученикам: «Лучше тебе учиться в колледже. С ЕГЭ ты все равно не справишься. Только два года зря потеряешь». Тем самым они нещадно бьют по и без того заниженной самооценке ребенка. Вдобавок здесь еще и срабатывает (причем с обеих сторон) эффект Пигмалиона. Если учитель убежден, что ученик слабый, то педагог просто перестает уделять ему должное внимание. В результате школьник начинает еще сильнее отставать. В итоге и сам ученик начинает верить, что у него ничего не получится. «Все равно я не сдам» - говорит он себе и окончательно забрасывает учебу.
Все это превращается в самосбывающееся пророчество – сами себе внушили, и сами сделали все для того, чтобы это предсказание осуществилось.
Ученик 7-го класса одной из грозненских школ Муслим рассказал автору этих строк, что их учителя уже второй год настраивают их на то, что высшее образование большинству из них вовсе не нужно. «Нам говорят, что ЕГЭ слишком сложный, что мы не получим проходной балл. Поэтому у нас многие уже решили поступать в колледжи и техникумы. Вам тем более еще и английский обязательно сдавать придется, и историю…» - цитирует он их слова.
А девятиклассник Шамиль отметил, что в их школе часто проводятся родительские собрания, где мамам и отцам говорят примерно следующее: «Идти в 10-11-й классы нет никакого смысла. Два года ребенок отсидит, не получит проходной, только опозорит себя, учителей и школу. Вам это надо?»
Для республики стала привычной ситуация, когда в девятых классах школы учится 80-90 человек, а в десятый переходит только половина из них. И дело здесь явно не только в особом стремлении наших подростков получить какие-нибудь технические специальности в техникумах. Очевидно, что немалая часть из них уходит просто под давлением школы, которая не хочет портить свою статистику ЕГЭ.
Против подобной практики неоднократно выступал и министр образования и науки ЧР Исмаил Байханов. Политика Минобрануки республики направлена на то, чтобы минимизировать подобные случаи.
На мой взгляд, это ненормальное и недопустимое положение дел. Есть тысячи примеров того, как ребенок, плохо учившийся в 9 классе, буквально расцветает в старших классах. Есть тысячи примеров того, как вроде бы слабый ученик в новой школе или с новыми учителями становится не просто сильным, а даже лучшим. Есть тысячи примеров, как вера учителя в своего воспитанника преображает жизнь последнего и превращает его из «лузера» в бриллиант.
То, что учителя и директора пытаются избавиться от плохих в их понимании ребят, рассказывая леденящие душу истории о 4 обязательных ЕГЭ, лишь демонстрирует их некомпетентность и непрофессионализм. Фактически они расписываются в том, что за долгие годы не могут дать ребенку даже минимальный уровень знаний.
Я – не только журналист и преподаватель, но и репетитор. В прошедшем учебном году у меня было более 70 учеников, которых я подготовил к ЕГЭ по обществознанию и истории. Были и те, кто сдавал экзамен досрочно и приходили ко мне буквально за пять дней до экзамена. «У меня нулевые знания, - говорили они. – Есть шанс получить проходной?»
Кто-то сочтет это за хвастовство, но я говорю вам абсолютно честно. Мне удавалось всего за 4-5 занятий, всего за 8-10 часов индивидуально подтянуть уровень знаний школьников так, что они успешно сдавали общество – возможно, самый сложный и неоднозначный экзамен с наибольшим проходным баллом. Если можно за 5 дней подготовить парня или девушку на 46 баллов, то на сколько можно подготовить учащихся за 5 лет?
ЕГЭ – это не самое главное!
Но самое важное в другом. ЕГЭ – это не главная вещь в жизни. Один набрал 80, а другой 60. Кто умнее? Кто будет успешнее в будущем? Чувствуете подвох, да? Хоть мы себе и не хотим в этом признаваться, но каждый из нас понимаете – в конечном счете результат на госэкзаменах еще ничего не говорит и уж тем более – ничего не гарантирует.
Можно набрать и 100 баллов, но быть совершенно неприспособленным к жизни. Дети выходят из школы, не обладая финансовой грамотностью, правовой культурой или не зная, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Можно получить высочайшие результаты по всем предметам, но не уметь при этом общаться с людьми, планировать, пользоваться современными технологиями, писать резюме, делать презентации или публично выступать.
В Финляндии, чья система школьного образования считается образцовой и одной из лучших в мире, уже давно это поняли. Они готовят людей к жизни, а не к миру академических достижений. Они учат детей делать сайты, свободно говорить на иностранных языках, работать над своими проектами, считать калории и семейные расходы, платить налоги, оформлять иски в суды, чинить смеситель и т.д.
Низкие результаты на ЕГЭ – это вовсе не трагедия и не смертельный приговор. Обидно, но не более. Жизнь только начинается. И даже самый последний ученик может добиться гораздо большего, чем его одноклассники-отличники.
Важно не только обладать широкими знаниями в различных предметах, важно еще и уметь искать и находить информацию, анализировать ее, уметь творить и создавать новое, как справедливо говорит признанный во всем мире лидер в сфере образования Кен Робинсон, просмотры выступлений которого исчисляются сотнями миллионов.
Печальный факт еще и в том, что спустя 3-5-10 лет практически все школьные знания либо стираются из головы, либо хранятся в ней мертвым грузом, который мы никогда не используем. Я до сих пор помню структуру электронных орбиталей атома кислорода (1s2-2s2-2p4) и других элементов. Сейчас я блеснул перед вам, читатели, своим знанием. Пожалуй, это первый и последний раз во взрослой жизни, когда этот факт мне пригодился.
Помните ли вы что-нибудь из школьной программы?
Пройдите небольшой тест.
1. История
В чем была суть закона о «вольных хлебопашцах»?
2. Обществознание
С какого возраста можно заключать трудовой договор по общему основанию?
3. Литература
Расскажите об основных особенностях поэзии Блока.
4. Математика
Решите простейшее квадратное уравнение – x2 – 5x +6 = 0
5. Химия
Какова валентность азота? И что это вообще за чертовщина под названием «валентность»?
6. Физика
Напишите формулу закона Гука. А закона всемирного притяжения?
7. Биология
Назовите первый закон Менделя. А может вы опишите внутреннее строение кольчатых червей или инфузории-туфельки?
8. Геометрия
Как рассчитать объем конуса?
9. Русский язык
Вспомните, пожалуйста, правописание слов, начинающихся на «пол». А как у вас с приставками «без» и «бес», «пре» и «при»?
10. Астрономия
Какой звездой является солнце? А каково расстояние от Солнца до ближайшей звезды?
Если вы ответили хотя бы на половину вопросов без Гугла с Яндексом, то я снимаю перед вами шляпу. Вы либо очень эрудированы, либо только окончили школу.
Подавляющее большинство бывших отличников и троечников не могут ответить на эти вопросы. И спустя годы разница между ними лишь в том, что первые когда-то это знали и забыли, а вторые – не знали об этом в прежние времена.
Поймите меня правильно! Хороший ученик должен получать высокие баллы. И такой результат – это здорово! Но система образования не должна вращаться вокруг ЕГЭ, как Земля вокруг Солнца (это желтый карлик, к слову). Главное, на что должна быть рассчитана школьная программа, это выпуск ребят, готовых ко взрослой и самостоятельной жизни, выпуск ребят, у которых есть множество полезных практических знаний, а не только широкой набор зазубренных формул, определений и фактов, которые он рано или поздно обязательно забудет, и которые большей частью уже устарели.
Комментарии
Лечить болезнь, о которой Вы пишите, не получится взываниями к совести школьных работников. Лечить можно только возрождением СПО на новом уровне. А здесь школьные учителя бессильны.
СПО надо развивать и совершенствовать, в том числе рассказывая школьникам о том, что рабочие профессии сегодня как никогда востребованы, а зарабатывают в этих сферам зачастую намного больше, чем условные юристы, экономисты и менеджеры. Надо, чтобы дети сами хотели учиться в колледжах и техникумах, а не поступали в них из безысходности.
А по поводу процента выпускников, перешедших в 10й класс. В статья была условная цифра. К сожалению, статистики у меня нет, но знаю примеры, когда в 10-й класс переходили менее трети 9-классников.
Большое спасибо за комментарий.
.Спасибо за статью!
ЕГЭ отменять не будут, он уже кровь и плоть российской системы образования. И Вы правильно делаете, что говорите детям о важности ЕГЭ и о том, какие возможности он дает.