Три особенности организационный культуры английской школы
Муса Магомадов

Три особенности организационный культуры английской школы

21/04/2017
Если сравнить две школы из одного района, работающие по одинаковым стандартам и обслуживающие население примерно одного социально-экономического уровня, любой сможет сказать, что они разные. Разными школы делает организационная культура.

В компьютере или смартфоне мы имеем железо и программное обеспечение. Если здание, парты, спортзал школы – это «железо», то нигде не зафиксированный свод правил, который определяет отношения и поступки членов образовательного учреждения, называется организационной культурой (далее – ОК). Иногда мы можно встретить термин атмосфера и климат. Представление о культуре можно получить по символам или артефактам ОК, которые имеют различную степень глубины. На самом верхнем уровне находятся артефакты, которые можно потрогать и/или видеть, например, «настенная живопись», фото, объявления, интерьер. Следующий уровень – это поведение (как здороваются, во сколько приходят на совещание, как одеваются и т.д.), о чем и как говорят и пишут (речевые штампы, стиль языка, мифы организации и т.д.). Одна из важнейших функций ОК в том, чтобы придать определенность и значимость деятельности участников образовательного процесса. Крупнейший отечественный педагог современности К.М. Ушаков пишет, что если заявляемые символы расходятся с реальностью, то это повышает тревожность участников процесса, снижает уровень доверия внутри коллектива. А доверие, как показывают исследования, фундамент всех реформ и инноваций в образовании, без которого щедрые инвестиции налогоплательщиков в интерактивные доски и курсы повышения квалификации не будут иметь существенного влияния на работу в классе. Проще говоря, учителя сегодня учат детей так же, как лет 50 назад.

Хочу поделится наблюдением за символами ОК в английской школе № 34 (псевдоним), в которую ходит наша дочь.

Ученик(ца) недели Посадив в машину дочь после школы, можно было чувствовать счастье ребенка по поводу получения браслета. И это было особенно заметно потому, что совсем недавно девочка, находясь в новой школе, мечтала как можно быстрее отправиться домой.

Получив грант по программе Глобальное образование для обучения в Лестерском Университете по специальности «Международное образование», мы всей семьей переехали в город Лестер. Удивительное место, где белые британцы составляют меньшинство, и самым популярным блюдом является не fish and chips, a chicken tikka masala. Как говорит один из профессоров нашего вуза, в двух кварталах этого города можно встретить столько разнообразия этносов, сколько не встретишь иной раз и в целой стране. Если в Грозном из окон вид минаретов «Сердца Чечни» радовал глаз, а зов пятикратного азана – уши, то здесь из окон виден такой же храм, но с 4-кратным громким призывом. Соответственно такое же разнообразие и в школах - это и разное меню для детей, и мероприятия по поводу праздников от Дивали до Ид аль Фитр, и многое другое.

Многоконфессиональная комната в королевском госпитале Лестера. Надпись на двери комнаты для индусов и сикхи «…в пятницу в этой комнате молятся сестра мусульманки…».

Chicken tikka masala in naan bread.

Корпус Лестерского университета

По приезде в Лестер, определившись с жильем, мы подали заявку на место в школе через сайт городского совета. Хотелось бы подчеркнуть, что это не мэрия, а именно совет. В заявке в графе «Особые потребности» указали «не владеет языком». Через 2 недели пришло письмо с назначением места в школе. Состояние дочери на первых порах было на грани отчаяния и шока. Это был классический пример культурного шока. Наверное, такой же шок я испытал, когда был студентом в Архангельске и на обеде в столовой подали первое блюдо в руки в холодной тарелке. Возмущение мое в адрес работницы вызвало почему-то смех у всей очереди. Эта была окрошка.

Состояние дочери менялось по мере получения ею артефактов ОК. Когда она получила браслет, она уже гордо носила целых 4 значка на джемпере, которыми отметили ее активность. Но в чем же особый смысл этого браслета?

Каждые две недели в спортзале собирается вся школа - около 500 учеников с 1 по 6 класс и их учителя с ассистентами. У каждого класса есть свое имя, как, например, у самолетов Аэрофлот. Причем дети в это время сидят на полу в зале, что тоже было сначала непонятно и непривычно для дочери. Кстати, школьники вообще довольно часто сидят на полу, например, образуя круг в классе. Директор, который считается главным учеником, называет имя класса и спрашивает, кто был лучшим в той или иной номинации. Учитель класса называет имя ребенка, который выходит и забирает свой приз.

Грамота за чтение

«Celebration» - ключевое слово, не только в ОК школы, но и в культуре всей нации. Эта грамота отмечает хорошее чтение. Так как дочь была, разумеется, не первым ребенком в школе без знания языка, учителя разработали специальную программу под названием «Говорим свободно», которая имеет три уровня и фокусируется только на изучении английского языка как иностранного. Из трех сессий в день одна сессия в начале дня посвящена английскому для иностранцев разного возраста. Остальные две сессии она продолжает в своем классе. Надо отметить, что в Грозном девочка училась в 4 классе, а здесь ее определили в 5 класс. То, что они изучают по математике в пятом, в России проходят где-то в 3 классе. Но здесь больший упор делается не на академические знания, а на умение сотрудничать. Целый год учебный процесс строится вокруг двух проектов.

В конце второй четверти всех родителей пятиклассников пригласили на финальный этап проекта, где каждый класс делал презентацию, рассказывал о своем проекте, делая это с довольно прагматичной и благородной целью – собрать пожертвования на различные благотворительные проекты в бедной африканской стране.

После завершения представления по периметру расставили столы, на которых дети «продавали» свой проект посредством лотереи, сладостей, выпечки и т.д. Краски на щеках детей, блеск и горящие огоньки в их глазах, широкие улыбки на лицах – все это говорило о том, с каким энтузиазмом и даже восторгом ребята воспринимают происходящее. Последний символ ОК, о которой следует упомянуть, это поступки. К.М.Ушаков отмечает, что одни и те же поступки могут быть основаны на разных убеждениях. Диагностировать ОК на основании поступков крайне сложно, а вероятность ошибиться высока. Тем не менее, это, возможно, важнейший элемент любой ОК.

Однажды я, отправившись забирать дочь из школы, попал в сильную пробку, которая образовалась из-за аварии. В результате 2,5 км заняли около 25 минут. Если не забирать детей вовремя с продленной группы, то родителей штрафуют из расчета 2 фунта за минуту. Буквально за несколько минут, когда должно было начаться «штрафное» время, мне позвонила учительница продленной группы, когда я был уже у ворот школы. Она сказала, что выведет ребенка сама мне навстречу, чтобы нас не оштрафовали.

Второй случай. Мы с дочкой идем по территории школы. Надо сказать, что план здания разработан так, что в нем нет длинных коридоров. У каждого класса есть своя дверь с улицы. При этом свою машину я оставил на парковке. Учительница дочери проехала рядом с нами, остановилась у ворот, вышла из машины. Шел ставший уже привычный английский дождь, дул не менее привычный британский ветер. Учительница спросила, не нужно ли нас подвезти. Услышав отрицательный ответ, она еще раз уточнила, не нужна ли нам какая-либо помощь и только после этого уехала.

Эти две ситуации можно интерпретировать по-разному. Но убедительный посыл для родителя такой: у нас с вами общая цель.

Последний символ, которым мы завершим статью, это отражение инклюзии. Выработка правил сосуществования и строгое следование им – вот что позволяет зрелым обществам процветать. Правила – это, пожалуй, центральная идея культуры страны в целом. Учат следовать правилам, разумеется, со школьной скамьи. Королева сама стоит на красном светофоре. Пару раз был свидетелем того, как прохожие, видя, что кто-то нарушает правила парковки, аккуратно просят его исправить ошибку. Возможно, уровень гражданского сознания населения компенсирует отсутствие инспекторов ДПС на дорогах. Кстати, проект, по которому учится дочь в этой четверти, звучит так: «Зачем нужны правила?» Детям показывают не только важность соблюдения правил, но и их нарушения! Например, если бы женщины не начали нарушать нормы в начале прошлого века, то до сих пор, возможно, не голосовали бы на выборах. А вдобавок к этому повезли детей в другой город - в музей со средневековыми средствами наказания (пыток) за нарушение правил.

Ушаков пишет, что ОК иногда может не способствовать достижению новых целей и задач. Тогда руководитель должен ее менять. Процесс болезненный, потому что взрослый персонал сопротивляется попыткам изменить их ценности, убеждения и модели поведения.

В первый же день физкультуры дочь пришла из школы в состоянии шока. Она не могла переодеться в спортивный костюм в классе вместе с мальчиками. Ей казалось диким, что другие девочки переодеваются. И ее не выпускали из класса. Беседовал с учителем физкультуры на эту тему. У них есть правило: дети никогда не должны оставаться без присмотра. Если с ребенком что-то случается, то школа несет ответственность. А судя по количеству рекламы юридических услуг по взысканию компенсации за травмы, родители часто прибегают к этим услугам для взыскания ущерба со школ. Дочь не могла пойти в туалет или коридор, чтобы переодеться, из-за вероятности травмы. Решили проблему тем, что она заранее переодевалась. Но остальные девочки, видя такую модель поведения, стали тоже стесняться. И школа поменяла свое правило. Привлекли еще одного учителя для раздельного проведения уроков по физической культуре.

Таким образом, мы видим, что ОК - это сложный объект управления, который может одновременно быть и устойчивым и гибким. Ключевая задача управленческой команды диагностировать и управлять ОК. Мне кажется очевидным, что любые попытки внедрить реформу и/или инновации в образовательный процесс потерпят неудачу без учета особенностей ОК.

1
199
0

Комментарии

Юнус
25 мая 2017, 15:46
То, что они изучают по математике в пятом, в России проходят где-то в 3 классе. Но здесь больший упор делается не на академические знания, а на умение сотрудничать.
Это очень интересно!
Тоже считаю, что для начальных классов не важны академические знания. Надо делать упор на культуру и поведение человека в обществе. Надо расширять кругозор ребенка во все стороны, а после этого, в 5-6 классах он сам потянется в сторону знаний.
А за эту девочку я очень рад! Успехов!