Интеграция мобильных технологий в процесс обучения английскому языку
Саидова Зарета

Интеграция мобильных технологий в процесс обучения английскому языку

24/01/2018
Мобильные технологии повсеместно используются сегодня во всем мире, став значительным социальным явлением. Естественно, данные технологии пользуются большой популярностью и среди школьников нередко отвлекая их от учебного процесса. С точки зрения образования принципиально важно превратить мобильные технологии из отвлекающего фактора в полезный образовательный инструмент.

По данным «Лаборатории Касперского» почти постоянно в Сети находятся более половины всех опрошенных несовершеннолетних пользователей в России (56%). Чем старше дети, тем больше времени они проводят в Интернете. Так, 68% российских подростков (14-16 лет) находятся онлайн большую часть дня. Дети используют Интернет для общения с друзьями и семьей, развлечений и получения информации. Так, 56% несовершеннолетних пользователей в России говорят, что не могут обойтись без него. С точки зрения образования принципиально важно превратить мобильные технологии из отвлекающего фактора в полезный образовательный инструмент.

В современных условиях предъявляются все более высокие требования к процессу обучения иностранным языкам. Основной целью обучения иностранному языку является развитие у учащихся коммуникативной компетенции.

Интеграция мобильных устройств в процесс обучения иностранному языку имеет ряд серьезных преимуществ:

1. Разнообразие форм работы: изучение лексики, отработка произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработка грамматических навыков.

2. Учащиеся получают возможность обратиться к необходимым учебным материалам в любом месте и в любое время.

3. Красочная подача материала с иллюстрациями и мультимедийными эффектами.

4. Автоматическая и быстрая проверка упражнений, что дает учащимся возможность получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе.

5. Возможность эффективного дистанционного обучения, которое на сегодняшний день является крайне востребованным, позволяющим сделать обучение доступным для таких категорий учащихся как: учащиеся с ОВЗ; учащиеся, проживающие в отдалении от базового образовательного учреждения; учащиеся взрослые, не имеющие возможности регулярно посещать очные занятия.

6. Возможность обращения к аутентичных материалам, работать не с учебным, а с «живым», реальным английским языком.

7. Расширение возможностей индивидуализации учебного процесса за счет того, что преподаватель может выбирать из широчайшего спектра ресурсов именно то, что нужно и интересно его ученикам.

Преподаватель может интегрировать мобильные устройства в свою работу, используя:

• Мобильные приложения;

• MOOC (англ. Massive open online courses);

• Виртуальную реальность (Play Station VR, Oculus Rift, VIVE, Google Cardboard).

Обратимся поподробнее к возможностям, которые открывают перед учителями английского языка мобильные приложения.

Спектр предлагаемых современному пользователю мобильных приложений невероятно широк и охватывает практически все стороны жизни.

Все мобильные приложения можно условно разделить на две категории:

1. Приложения, созданные специально в учебных целях;

2. Приложения, созданные для использования в различных жизненных ситуациях.

 

 

К первой категории относятся такие следующие приложения:

1. Memrise (Google Play) (App Store) - очень любимое мною приложение, хороший помощник для расширения словарного запаса, использующее метод интервального запоминания. Пользователь изучает слово снова и снова, через определенные промежутки времени. Система определяет слова, которые являются для пользователя сложными и делает акцент на них. Слова озвучиваются носителями языка.

 

2. English Grammar in Use Activities (Google Play) (App Store) – приложение от Cambridge University Press, основанное на легендарном учебнике Раймонда Мёрфи «English Grammar in Use». Это приложение поможет усовершенствовать грамматические навыки. Использование артиклей, неправильных глаголов, существительных можно довести до автоматизма.

 

3. Easy Ten (Google Play) (App Store) – ещё одно хорошее приложение для пополнения словарного запаса. Все слова разбиты на группы и подгруппы, в каждой подгруппе собранно 5-10 слов. Лексика прорабатывается при помощи нескольких видов заданий: подобрать картинку к слову, перевести его на русский, написать его под диктовку, вставить в него пропущенные буквы и т. п. Каждый день приложение предлагает выучить пользователю 10 новых слов. Имеется система мотивации: прогресс сохраняется в календаре, есть рейтинги и награды.

 

4. LinguaLeo (Google Play) (App Store) – пожалуй, одно из самых популярных приложений среди российских пользователей. Именно с этой образовательной платформы началось и моё увлечение Интернет-ресурсами в изучении английского языка. Бесплатный аккаунт позволит учить новые слова, оттачивать навыки правописания, смотреть видео с субтитрами, разбирать тексты песен и т.д. Особенность приложения — индивидуальный план обучения. Система сама определяет слабые и сильные стороны пользователя, учитывает его возраст, интересы и цели.

 

5. Anki (Google Play) (App Store) – отличное приложение для пополнения словарного запаса, построенное по методике флэшкарт. Позволяет запоминать слова в игровом формате на уровне ассоциаций. Пользователь имеет возможность выбирать слова определённой тематики. Также в приложении заложена функция повторения: через определенный интервал времени вам обязательно будут напоминать пройденный материал.

 

6. Puzzle English (Google Play) (App Store) – приложение, созданное разработчиками одноименного сайта. Ресурс известен своими видеороликами, которые названы видеопазлами. Все они являются англоязычными. Задача приступившего к обучению пользователя — понять содержание просмотренного видео, после чего составить его суть из предоставленных фраз. Словом, программа тренирует ваши умения распознавать английскую речь на слух. Также Puzzle English помогает освоиться с грамматикой. Всего пользователю предоставляются примерно 400 уроков от уровня для начинающих до продвинутого.

 

7. TED-Ed – инициативный проект всеми любимого информационного портала TED. TED-Ed - это образовательный ресурс, содержащий короткие фильмы, созданные при общих усилиях учителей и мультипликаторов. Данные анимированные образовательные видеоуроки созданы, в основном, для средней школы и продолжаются примерно от трех до восьми минут. Все уроки созданы на простом и доступном английском языке, а выбор необходимых субтитров упрощает использование учебного материала на другом языке.

 

8. Khan Academy (Google Play) (App Store) – образовательное приложение, в котором собрано более 150 000 интерактивных уроков. Оно «умеет» давать рекомендации на основании навыков, которые продемонстрировал юзер, и распознавать рукописный текст.

 

9. English File Pronunciation – приложение для работы над произношением. У пользователей есть возможность слушать, как произносят слова носители, повторять за ними и записывать свое «звучание», после этого сравнивать свое произношение и речь носителя языка.

10.Электронные словари — лучшие помощники для изучающих английский. Широкий выбор подобных приложений позволяет подобрать идеальный словарь для любого уровня обучения: Merriam-Webster, Oxford Dictionary of English, Collins English Dictionary и многие другие. Также приложения для изучения фразовых глаголов и идиом English Irregular Verbs, The Phrasal Verbs Machine, English Idioms and Phrases и English Idioms Illustrated.

Все перечисленные приложения доступны бесплатно, отлично себя зарекомендовали и успешно используются в практике обучения английскому языку. Данный список отражает лишь малую часть достойных внимания приложений, которые могут оказать огромную помощь и тем, кто обучает английскому языку, и тем, кто его изучает.

Вторая категория приложений включает в себя англоязычные приложения, такие как музыка, новости, погода, путешествия, гиды по музеям, карты земли и звёздного неба, онлайн-магазины и т.п.

Использование приложений данной категории помогает привнести в учебный процесс аутентичный языковой материал и решить образовательные задачи разных уровней, единственное ограничение – уровень креативного мышления преподавателя. Другими словами – ограничений нет.

Например, очень легко можно построить увлекательное групповое проектное исследование, используя приложения о путешествиях. Учащиеся получают задание составить план поездки в Стамбул на 1 день. Они должны:

- разработать маршрут,

- выбрать достопримечательности, которые они посетят,

- выбрать место проживания,

- узнать, где и что можно поесть.

При этом они имеют фиксированный бюджет и должны разработать более интересный план поездки, нежели другая группа.

Далее группы презентуют на английском языке свои проекты поездки в Стамбул и выбирают лучшую.

 

При работе с мобильными приложениями важно помнить, что весь процесс работы должен быть проработан преподавателем. Да, безусловно, учащиеся должны работать самостоятельно, но не бесконтрольно. В первую очередь, преподаватель должен дать подробную инструкцию об используемом ресурсе:

1. Название и электронный адрес;

2. Как зарегистрироваться;

3. Провести демонстрацию в классе;

4. По возможности, ознакомить учащихся с онлайн «обучалками», которые помогут им лучше разобраться в использовании данного ресурса.

Не стоит жалеть времени на данный этап, так как именно от него зависит успех дальнейшей учебной деятельности.

Затем, следует ознакомить учащихся с алгоритмом работы. Например, при работе с приложениями по запоминанию слов, преподаватель должен:

1) Поставить перед учениками конкретную цель. (Например, выучить 100 новых слов до конца четверти).

2) Построить процесс достижения данной цели. В данном случае, к примеру, учить по 10 новых слов в день.

3) Выбрать инструменты достижения цели. Это и будут мобильные приложения.

4) Объяснить механизм работы. Учащимся нужно объяснить, что успех достижения цели зависит от системности работы, что они гораздо легче и лучше запомнят слова, если будут уделять этому минут 20 каждый день, нежели час времени в два-три дня.

5) Периодически проводить рефлексию.

При умелом использовании мобильные технологии способны не только обогатить процесс обучения новыми материалами и видами деятельности, но и существенно повысить мотивацию учащихся. От учителя зависит, станут технологии его врагом или другом.

0
433
0

Комментарии