Инстаграм – приложение и сайт номер один в Чечне. За последние годы он стал настолько популярен, что уже давно и серьезно превзошел ВКонтакте, не говоря уже о Фейсбуке или Одноклассниках (последним еще кто-то пользуется?!)
Инстаграм превратился в главный развлекательный ресурс с его бесконечными видеоприколами, шутками и смешными роликами. Он стал главным инструментом для продвижения бизнеса и рекламы (уверен, что на каждого из вас подписаны страницы типа «Чистка ковров в Грозном», «Накрутка подписчиков», «Магазин цветов» и еще пара десятков аналогичного спама). Политологи сегодня даже в шутку называют Чечню «инстакратией» - т.е. республикой, где правит инстаграм. И с этим можно согласиться, учитывая, что это приложение – еще и важнейший информационный ресурс.
У этого процесса есть свои, зачастую неожиданные последствия.
Все школы России по федеральному закону об образовании обязаны иметь свои сайты. На них публикуется большой объем обязательной информации – сведения о школе, ее структура, устав, лицензия, локальные акты, публичные доклады о состоянии дел в организации и многое другое. Все школьные сайты в республике сделаны по единому стандарту, что значительно облегчает их создание и последующую работу над ними.
Однако достаточно быстро пробежаться по сайтам чеченских школ, чтобы увидеть, что в большинстве своем эти ресурсы имеют довольно заброшенный и неухоженный вид. И дело явно не в безразличии руководства и ответственных за сайты, сколько в другом: «А зачем нам этот сайт, на который почти никто не заходит, если у нас есть страница в инстаграме?» Такой логикой довольно справедливо и разумно руководствуются нынче практически все.
Давайте сравним. Первой попавшейся мне под глаза оказалась СОШ №37 г. Грозного. Как вы думаете, сколько человек за последние сутки посетило их сайт? Человек 100? Очень холодно! 20? Всего 8! Один из которых – автор этих строк. А за месяц число посетителей составило 370.
А теперь давайте посмотрим на страницу той же школы в инстаграме. Красивый, насыщенный фотографиями и новостями профиль, на который подписано более 1500 человек. В среднем один пост получает более 80 лайков, а это значит, что охват (число человек, просмотревших запись) не меньше 500. И это только средние цифры – в отдельных случаях охват (в данном случае это то же самое, что число посетителей сайта) может превышать и тысячу человек. Причем речь идет о конкретном посте, а охват страницы за месяц наверняка превышает несколько тысяч человек.
Другими слова, страница 37-й грозненской школы в десятки, а иногда и в сотни раз популярнее их сайта.
А может в других организациях иначе? То же самое! У СОШ №60 г. Грозного 12 посетителей за последние сутки и 787 за месяц. При этом средний пост получает более 120 лайков, а смотрят его более 1000 человек. За месяц их число в несколько раз больше.
Аналогичная ситуация и в сельских школах, например, в СОШ села Керла-Юрт. За один день в инстаграме их смотрят и читают в несколько раз больше человек, чем за месяц на сайте.
Есть и другая важная причина – удобство. Чтобы загрузить новость на сайт, необходимы кое-какие технические навыки по работе с ним, которых у большинства учителей нет. Поэтому для публикации заметки надо просить об этом у школьного замдиректора по ИКТ, преподавателя информатики или кого-нибудь еще. Но это требует времени и настольного компьютера (с телефона сделать это тоже можно, но не очень легко). А если программист болеет или на выезде, то сегодняшняя новость может быть опубликована только через неделю. И опять же – у многих просто нет стимула вести сайт, наполнять его информацией и интересными заметками. Не у всех есть желание делать эту работу ради 10 пользователей, которые нередко совершенно случайно забредают на школьный портал.
А что же с инстаграмом? Справиться с ним может любая домохозяйка, о чем мы прекрасно знаем, судя по своей ленте новостей. Никаких специальных знаний не нужно, с загрузкой фото и текста в эту соцсеть справится любой ребенок или далекий от технологий пенсионер. Причем сделать это можно максимально быстро, с большим количеством фото и видео, с возможностью делать репосты и т.д.
И именно в этом причина того, что школьные сайты обновляются в разы реже, чем их аккаунты. Например, на сайте СОШ №20 г. Грозного с начало сентября было шесть новостей (по оценке In-formatio, это средний для республики показатель), зато на их странице в инстаграм жизнь просто кипит – 55 постов, хотя сентябрь еще не закончился. Схожая картина и в других школах. И это не есть плохо – это лишь веяния нашего времени. Хотя есть и исключения, как с положительной, так и отрицательной стороны.
Например, на сайте школы с. Чишки с начала учебного года появилось более 20 новостей. Одновременно есть и немало образовательных организаций, которые кажется совсем забыли про то, что интернет не ограничивается инстаграмом, и про существование своего сайта. Впрочем, в соцсети легко найти целое «кладбище» «умерших» школьных аккаунтов, которые когда-то регулярно публиковали новости, а затем по какой-то причине решили оставить эту привычку.
Соцсети хороши еще и тем, что предоставляют учителям, детям, родителям и всем заинтересованным лицам возможность моментально узнать, чем живет школа, что в ней происходит, и как она меняется. Для каждого из них инстаграм дает уникальную возможность получения обратной связи – комментировать, оставлять пожелания, предложения, жалобы, обращения могут все желающие. На всех сайтах чеченских школ есть возможность обратной связи, но это занимает время. Соцсети настолько приучили нас к стремительности и сверхскорости, что даже пара лишних минут воспринимается нами как огромное неудобство. И если страницы в соцсетях есть практически у всех (в том числе у старшего поколения), то электронной почтой на постоянной основе пользуются далеко не все.
И невольно возникает вопрос – а вообще нужны ли школам сайты? Некоторые из школ даже не указывают адрес сайта на своей странице в инстаграме. На практике выходит, что требуются они в основном только проверяющим и контрольным органам. Руководство школ понимает, что обычные люди на их сайты практически не заходят (см. статистику выше), поэтому ведут их так, чтобы у ревизоров не было повода придраться. А последние не смотрят на количество новостей, их актуальность и качество, им важно, чтобы на портале была обязательная информация в виде устава и пр.
Да и начальники директоров тоже активно пользуются соцсетями. Им гораздо проще пройти по десятку школьных страниц в одном приложении, чем искать адреса сайтов и заходить на них по отдельности.
Интересно, что это проблема преимущественно чеченская, а не общероссийская. У многих не только провинциальных школ, но даже у московских или петербургских никаких страниц в инстаграме просто нет. Обычно они делают акцент на ВКонтакте, либо вообще обходятся без присутствия в соцсетях.
И такая же ситуация наблюдается и сайтами многочисленных государственных органов власти – с министерствами, комитетами, разнообразными госучреждениями. Соцсети и работа в них становятся главным приоритетом. Даже чеченские газеты и журналы в социальных сетях читают в разы активнее, чем на официальных сайтах.
Школьные сайты могли бы стать гораздо удобнее и популярнее, если бы у них была мобильная версия, ведь не секрет, что большинство пользователей заходит в интернет через телефоны, а не ноутбуки или ПК. Решением могло бы стать создание единого приложения для всех школ, где каждая из них вела бы свою страницу как в инстаграме. И это было бы очень удобно, поскольку все образовательные организации республики можно будет легко и быстро найти (в инстаграме сделать это не всегда удается). Вводишь, например, «Шали» и получаешь весь список школ города, открываешь любую из них, знакомишься с их новостями и т.п. В приложении можно сделать отдельные разделы с официальной информацией об учреждении, его документами, структурой, педагогическим составом. Все в одном!
Да, это может потребовать денег, сил и времени для создателей приложения. Но теоретически это могло бы стать общероссийским приложением, в котором можно найти всю необходимую информацию о любой школе страны. Надеемся, что какие-нибудь молодые программисты прочитают эту статью и возьмутся за реализацию этой идеи.
Комментарии