Рамзан Кунтаев

Интерактивная методика обучения или как совместить интересы и учебу учащихся

06/04/2017
Эксперт Кунтаев Рамзан делиться в статье со своим опытом преподавания, рассказывает об эффективных и неэффективных методах обучения.

«Как же заставить их (школьников, студентов) учиться?», начинающие педагоги часто задаются подобным вопросом, некоторых и вовсе можно застать в отчаянии от тщетных попыток найти подход к своим подопечным. Как и всегда, ключ к правильному ответу лежит на поверхности – стоит поставить себя на место своих же учеников. Мы все когда-то были в юном возрасте, и неужели всем нам нравилось учиться? Нет, наши интересы были глобальны – кино, рисование, танцы, у каждого свои интересы. Учитель, ожидающий от ученика абсолютной тишины и неподвижности во время урока – обречен. Да, обречен, поскольку его ученики живые люди, им свойственно желание говорить, двигаться, исследовать мир. Так можно ли объединить их желания и учебу? На этот вопрос мы и постараемся ответить.

Когда мне, молодому преподавателю, предстояло подготовить свою первую лекцию, меня в первую очередь испугала мысль – «Превращусь ли я в тех, кого презирал в бытность студенчества и школьных лет?» В учителя, что приходит в класс, лишь с целью отсидеть свой час. Методика их преподавания (изображенная схеме) называется – пассивной, это форма преподавания, когда взаимодействие учащихся и учителя сводится к всепоглощающей активности учителя и полной пассивности учащихся, а связь между ними осуществляется лишь посредством обыкновенного опроса.

Такие преподаватели обычно заставляют записывать лекции, выслушивают один и тот же ответ от разных студентов при опросе. Несмотря на то, что необходимость записывать лекции в учебных заведениях существовала лишь в прошлом и позапрошлом веках, в связи с банальным недостатком литературы. Сегодня, когда любую литературу можно найти без затруднений, любая попытка преподавателя заставить студента что-то записать под диктовку выглядит крайне нелепо, а для студентов ещё и очень грустно. Информацию необходимую для учащихся можно просто передать на электронные носители. Вы удивитесь, сколь щедро одарит вас этот поступок, сколько времени освободит для учителя.

Чтобы зачитать лекцию для записи учащихся вам потребовался бы час, и то многое оказалось бы недописанным. В нашем же случае, всё, что вы ранее хотели им надиктовать, вы расскажете за 15-20 минут, ещё и успеете поинтересоваться мнением учащихся. Именно в этом и состоит вся суть активной методики преподавания – здесь, учащиеся активные участники урока, а не пассивные слушатели. Это форма взаимодействия учителя и учащихся на равных правах, а связь между ними уже основывается на взаимном доверии и уважении. Ваши ученики всегда очень тонко чувствуют то, что делается для них, а не ради них. Разумеется, вам придется готовиться к каждому занятию, но если вы не можете обойтись без чтения с листа, то вы вероятно не знаете свой предмет.

Педагог, безусловно обязан быть оратором, он должен говорить с убеждением, смотреть в глаза своим ученикам, рассказывать эмоционально и интересно, а самое главное – создавать у своих подопечных абсолютное ощущение вовлеченности в процесс.

 

Спросите – «а как же быть учителю математики? Ему сложно рассказывать интересно». На самом деле не сложно, посмотрите замечательнейший фильм – «выстоять и добиться», основанный на жизни реального учителя математики Хайме Эскаланте и повествующий об истории достижения выдающихся результатов по математике детьми, в которых не верили собственные родители.

Казалось бы, что может быть лучше активной методики преподавания, но смею вас заверить, что есть методика и лучше. Представьте, что обучение – как процесс состоит не только во взаимодействии учителя и учащихся, но и во взаимном обучении учащимися друг друга. Ведь такое вполне возможно, и успешно реализуется в интерактивной методике преподавания («Inter» - это взаимный, «act» - действовать). В отличие от активной методики, при интерактивном методе используется взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Применение этой методики преподавания и служит нашей изначальной цели объединить интересы и обучение.

Рассмотрим данную методику на конкретном примере – «каждый учит каждого», символичное название для занятия.

  1. Допустим, на следующем занятии учителю предстоит рассматривать конкретную тему (Например, «урбанизация» на предмете география, или «Битва на Курской дуге» на предмете история).
  2. Перед началом занятия учитель формирует раздаточный материал для учащихся – готовит на маленьких листочках по количеству учеников, информацию о той же Курской битве в нескольких предложениях.
  3. На самом уроке, огласив тему, раздает листочки и следит, чтобы каждому ученику досталось по листочку с информацией о Курской битве.
  4. Затем, учитель оглашает задание для учеников: «У каждого из вас, есть листочек с информацией о Курской битве, пожалуйста, внимательно прочтите и запомните её, на это вам дается ровно 5 минут».
  5. Убедившись, что все прочли и запомнили, учитель дает следующее задание: «Теперь, в течение следующих 15 минут каждый из вас должен подойти к каждому и научить его тому, что вы узнали из листочка».
  6. Ответив на возникшие у учеников вопросы, учитель приступает к активной части занятия и следит за ходом выполнения задания.
  7. По окончанию активной части, ученики рассаживаются по своим местам, учитель задает единственный вопрос - «Что вы знаете о Курской битве?».

Итог проведенного занятия вас непременно удивит, даже заядлые двоечники будут знать ответы на вопросы. А какие трудности могут возникнуть в процессе проведения занятия в такой форме?

Во-первых, парты и стулья могут помещать свободному перемещению учеников по классу, но ведь их можно убрать в сторону. Поверьте мне, нет никакого обязательного правила, что ученики должны сидеть за партами и не двигаться.

Во-вторых, ученики будут немного шуметь, но учебный шум разительно отличается от обыкновенного, учебный шум не мешает и не раздражает. Подумайте только, ученики шумят и разговаривают по поводу изучаемой темы.

Как вы видите, нет сложностей, которые учитель не в состоянии преодолеть. Само собой, интерактивная методика преподавания требует креативности, но к счастью множество креативных занятий уже придуманы, от учителя требуется лишь их использование. Более того, в процессе применения интерактивных методик, мышление педагога открывается по-иному. Так, в моей преподавательской практике был такой случай:

«На юридическом факультете, за пару минут до начала занятия оказавшись в учебной аудитории, я заметил, что мои студенты играют в игру «угадай кто?», суть которой заключалась в отгадывании имени реального или выдуманного человека, которое записывалось на листке и прикреплялось ко лбу игрока. Темой нашего предстоящего занятия были «участники уголовного процесса» и у меня появилась мысль: «а что если объединить тему нашего занятия и их игру». И вот, после начала занятия, мои студенты сидят с листками на лбах и пытаются вполне научными вопросами узнать кто они: «защитники». «обвинители», «свидетели», «судьи» и др.»

Вместе с тем, интерактивная методика преподавания имеет определенную структуру, для наглядности попробуем отразить её во временном отрезке одного урока:

  • Мотивация (10% времени урока)
  • Оглашение темы и ожидаемых результатов урока (5 %)
  • Предоставление необходимой информации и задания (5%)
  • Интерактивное упражнение (50%)
  • Подведение итогов и оценка учащихся (30%)

В начале каждого занятия должна быть мотивация, и она может быть выражена в различных формах – демонстрация видео, вступительная речь, иными словами во всём, что может вдохновлять, просто взгляните на пирамиду усвоения знаний. Не менее важна и заключительная часть. Согласно Пьер Тейяру де Шардену, «рефлексия (подведение итогов) — то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании».

Поскольку и нам с вами надлежит подвести итог этой статьи, мы всегда должны помнить, что ответственность возложенная призванием на учителя неимоверна, самое худшее, что может сделать учитель – отстраниться от своих учеников, проявить бездействие и безразличие. Нужно очень любить детей, чтобы их чему-то научить.

2
2613
0

Комментарии

Зарета
09 апреля 2017, 21:34
Спасибо!
Рамзан
26 апреля 2017, 01:07
Не за что